РАЗДЕЛ 2

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ /ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ/

2.1. Подходы к разработке заданий в ходе текущей и промежуточной аттестаций для мониторинга достижений, планируемых результатов и возможностей развития, обучающихся в процессе освоении содержания АООП (вариант 1 или вариант 2). Методика мониторинга эффективности процесса обучения.

Исходя из основных задач образования обучающихся с умственной отсталостью /интеллектуальными нарушениями/, формирование учебной деятельности в процессе овладения программным материалом основного содержания учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области, а также формирование базовых учебных действий (БУД), аттестационные мероприятия могут служить основанием для мониторинга эффективности образовательного процесса.

Эффективность образовательного процесса определяется опытом владения жизненными компетенциями и зависит от содержания программ обучения, планируемых результатов-достижений каждого обучающегося в ходе усвоения программного материала, средств достижения этих результатов и пр. Согласно ФГОС (раздел IV) содержание жизненных компетенций определяется совокупностью личностных и предметных результатов обучения. Разное соотношение объема личностных и предметных результатов обучения детей с интеллектуальными нарушениями может указывать как на потенциальные возможности развития (с учетом выраженности интеллектуального нарушения), так и на эффективность обучения конкретного обучающегося.

В ходе аттестаций протоколируются две позиции:

  1. Знания и умения, которыми овладели обучающиеся в процессе усвоения программного материала (см. Протокол 1 (АООП, вариант 1) и Протокол 2 (АООП, вариант 2)).

В соответствии с АООП варианта 1 в ходе аттестации оцениваются предметные результаты по основным учебным предметам:

  • русский язык, чтение, речевая практика;
  • математика;
  • мир природы и человека и др.

По АООП варианта 2 в ходе текущей и промежуточной аттестации фиксируются в количественном и качественном выражении возможности и достижения обучающихся по основным учебным предметам:

  • речь и альтернативная коммуникация, математические представления;
  • окружающий природный мир, человек, домоводство, окружающий социальный мир;
  • музыка и движение, изобразительная деятельность;
  • адаптивная физкультура.

Задания в аттестациях подобраны на основе программного материала учебных предметов в соответствии с вариантом АООП и учебным планом, а также с учетом усвоенных в ходе текущих уроков способов умственных или практических действий. Задания предполагают устные и письменные ответы, а также определенные движения (например, при выполнении музыкальных заданий, по физической культуре) или практические действия (в изобразительном искусстве, по ручному труду).

Исходя из учебного плана, по каждому изучаемому учебному предмету предлагается 1-2 задания (см. Приложения 3-4). Все задания оцениваются как качественно, так и количественно.

Качественная оценка осуществляется по следующим критериям:

  • принятие и понимание условий задания, начало действия (включает в том числе изучение уровня сформированности представлений о себе и объектах окружающего мира (с.26);
  • способы выполнения задания (самостоятельно, с незначительной (частичной) помощью учителя: по инструкции (вербальной или невербальной), по образцу/с значительной помощью (совместными действиями).

Во избежание формального подхода к оцениванию предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) качество усвоенных знаний соотносится с балльной оценкой.

Количественная оценка качества выполнения каждого задания имеет выражение от 1 до 4 баллов:

  • если обучающийся принял, понял условие задания и выполнил его самостоятельно, то результат выполнения оценивается 4 баллами;
  • если обучающемуся потребовалась частичная помощь учителя (в виде образца показа действия или примера решения), после которой он выполнил задание самостоятельно, то результат выполнения оценивается 3 баллами;
  • если обучающийся не понял условия задания, но при этом приступил к его выполнению, если ему была оказана значительная помощь в разъяснении условия задания и способа его выполнения, то результат оценивается 2 баллами;
  • если обучающийся не понял условия задания, не приступил к его выполнению после оказания помощи учителем, то результат оценивается 1 баллом.

Аттестационную оценку (I) вычисляют по следующей формуле:

I = S/M * 100%, где S – сумма набранных обучающимся баллов за выполнение всех заданий аттестации; M – максимальное возможное количественное выражение оценки в баллах по всем предложенным заданиям.

Пример:

Оценивание достижений обучающегося 2 класса по АООП варианта 1 проводится по следующим учебным предметам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, изобразительная деятельность, физическая культура и ручной труд, т.е. по 9 предметам, в которых всего 15 заданий, в этом случае число М составляет 60 баллов (15*4=60).

Если обучающийся выполнил 4 задания на 3 балла, остальные 11 заданий на 2 балла, то его суммарная оценка S составит 34 балла (12+22=34). Соответственно I (итоговая оценка) составит: (34/60*100%=56,7%).

На основе процедуры оценивания определяют вариант объема достижений (результатов и возможностей) обучающихся по АООП варианта 1 в соответствии с уровнями овладения программным материалом: достаточным и минимальным.

Оценивание объема возможностей развития обучающихся по АООП варианта 2 (СИПР) соотносится с качественной интерпретацией наблюдаемых действий при выполнении заданий текущей и промежуточной аттестации (см. Приложение 1, фрагмент СИПР).

Количественная оценка распределяется следующим образом (см. табл.2).

Таблица 2

Количественная интерпретация уровня самостоятельности

при овладении действиями

 

Уровень самостоятельности при выполнении действий Обозначение Баллы
«выполняет действие со значительной физической помощью» ФЗ 1 балл
«выполняет действие с частичной физической помощью» ФЧ 2 балла
«выполняет действие по подражанию» П 2 балла
«выполняет действие по инструкции» И 3 балла
«выполняет действие по алгоритму» А 3 балла
«выполняет действие по образцу» О 3 балла
«выполняет действие самостоятельно без помощи и опоры на внешние средства» С 4 балла

 

Используется формула подсчета возможностей развития обучающегося по СИПР с качественной интерпретацией результата оценивания.

Пример: Если обучающийся по СИПР во 2 классе выполнил все 15 заданий самостоятельно, на 4 балла, то расчет по формуле будет следующим:

I = (4*15)/60*100%=100%

На основе процедуры оценивания выявляют динамику возможностей развития обучающихся по АООП варианта 2 (СИПР) в соответствии с уровнями сформированности жизненных компетенций с учетом   объема самостоятельности при выполнении конкретных действий.

Результаты оценивания объема знаний, умений и навыков в контексте контроля динамики планируемых результатов обучения фиксируются в Протоколах 1 и 2 (текущей или промежуточной аттестации).

Протокол 1 

Протокол оценивания предметных достижений

(знания и умения) обучающегося

(текущей или промежуточной аттестаций по АООП вариант1)

 

Класс ______________

Ф.И. обучающегося _____________________________________

 

Количественная и качественная оценка
№ задания Обучающийся принял, понял условие

задания и выполнил самостоятельно

Обучающийся не понял условия задания, ему потребовалась помощь учителя, выполнил задание самостоятельно после оказания помощи Обучающийся не понял условия задания,

но при этом приступил к его выполнению после оказания значительной физической помощи

Обучающийся не понял условия задания,

не приступил к его выполнению

 

 

Наблюдение за поведением обучающегося в ходе аттестации

4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
1
2
3
4
5
6
….
ИТОГО баллов
Общая сумма баллов
ИТОГО, %
Итоговое оценивание достаточный уровень
минимальный уровень

 

 

 

Протокол 2 

Протокол оценивания объема жизненных компетенций обучающегося

(текущей или промежуточной аттестаций по АООП вариант 2)

 

Класс ______________

Ф.И. обучающегося _____________________________________

 

Количественная и качественная оценка
№ задания Обучающийся принял, понял условие

задания и выполнил его самостоятельно, «выполняет действие самостоятельно без помощи и опоры на внешние средства»

Обучающийся не понял условие задания и ему потребовалась помощь учителя («выполняет действие по инструкции», «выполняет действие по алгоритму», «выполняет действие по образцу»), после

которой он справился с заданием самостоятельно

Обучающийся не понял условия задания,

но при этом приступил к его выполнению после оказания частичной физической помощи

Обучающийся не понял условия задания,

не приступил к его выполнению, применялась значительная помощь взрослого

 

Наблюдение за поведением обучающегося в ходе аттестации

4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
1
2
3
4
5
…...
ИТОГО, баллы
Общая сумма баллов
ИТОГО, %
Оценивание (отметьте галочкой): жизненные компетенции сформированы
жизненные компетенции сформированы частично
жизненные компетенции сформированы недостаточно
жизненные компетенции не сформированы

 

 

2) Согласно ФГОС (IV раздел, 2014 г.) личностные результаты «…включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию». Исходя из этого положения, для целей аттестации были определены следующие личностные результаты - достижения:

  • самостоятельность в обучении (в протоколе – самостоятельность в обучении и в быту);
  • социальное поведение;
  • позиция ученика;
  • самооценка;
  • умения и навыки взаимодействия (продуктивного сотрудничества, общения и коммуникации) с учителем, со сверстниками в классе;
  • проявление эмпатии (сопереживания) (см. Протокол 3).

Качественно-количественная оценка личностного результата* (см. выше) осуществляется по следующим критериям:

  • сформировано (4 балла),
  • сформировано частично, доступно под контролем взрослого (3 балла),
  • не сформировано, но доступно в совместной деятельности с взрослым (2 балла),
  • не сформировано, не доступно (неадекватно) (1 балл).

Примечание*

Протокол оценки личностных результатов (№3) заполняется в конце учебного года, в ходе промежуточной аттестации.

Оценивание объема личностных результатов (I) вычисляют по следующей формуле:

I = S /M * 100%, где S – сумма набранных обучающимся баллов; M – максимальное возможное количественное выражение оценки в баллах по всем позициям (по 6 позициям, т.е. 6*4=24).

Пример:

Если из 6 личностных достижений обучающегося 2 оцениваются на 4 балла и 4 на 3 балла, то суммарная оценка S составит (4*2+3*4=20). Соответственно I (итоговая оценка) составит: (20/24*100=83,3%).

 

Протокол 3

 

Протокол

оценивания личностных достижений обучающегося

Имя, фамилия обучающегося ______________

Возраст______________________________

Класс (обвести нужную цифру) 1   2   3   4   5   6   7   8   9

Вариант АООП (отметить галочкой) 1          2

 

Показатели 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл
Критерии Сформировано сформировано частично, доступно под контролем взрослого не сформирована, но доступна в совместной деятельности не сформирована, не доступно (не адекватно)
1 Самостоятельность в обучении и в быту Полная сформирована частично преимущественно совместная деятельность со взрослым не сформирована
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1
2. Социальное поведение адекватно ситуации частично под контролем взрослого только под контролем взрослого Неадекватно ситуации (в том числе под контролем взрослого)
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1
3. Позиция ученика сформирована, понимает позицию ученика (отвечает на открытые вопросы, типа: Если ты ученик, почему? Если я учитель, почему? сформирована частично: отвечает на закрытые вопросы, типа: Кто ученик? Я или ты:

Кто учитель: я или ты?

не называет, но выбирает из группы знакомых людей (на фото): кто ученик, кто учитель не отвечает на вопросы, не показывает, не выбирает
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1
4. Самооценка Средняя (адекватная): критичен к результатам своих действий (к деятельности)

правильно, неправильно

завышенная: я почти всегда решаю правильно не критичен: я всегда все делаю правильно не может оценить результат и смысл собственных действий (результатов своей деятельности)
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1
5. Умения и навыки взаимодействия (продуктивного сотрудничества, общения и коммуникации) с учителем, со сверстниками в классе взаимодействует без затруднений как с взрослым, так и со сверстниками испытывает трудности только в общении со сверстниками испытывает трудности как в общении со сверстниками, так и со взрослыми не вступает в контакт, в большинстве случаев проявляет агрессию, негативизм
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1
6. Проявление эмпатии (сопереживания) адекватно ситуации в взаимоотношениях со сверстниками проявляет эмпатию по отношению к взрослому (учителю) проявляет только эмоциональное отношение к конкретной ситуации не проявляет
поставить баллы 4, или 3, или 2, или 1
ИТОГО подсчитать количество баллов
Всего баллов:
Итого, %
Результат (выделите галочкой): Высокий (19-24 балла)
Средний (13-18 балла)
Низкий (6-12 баллов)