1.2. Цель, задачи и принципы оценивания качества образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных организациях.

Цель оценки эффективности образовательного процесса – получение объективной информации о состоянии качества образования лиц с умственной отсталостью в общеобразовательной организации в системе оценки достижений планируемых результатов освоения АООП (вариант1 и вариант2) (1 – 4 классы).

Задачи:

- разработка единых критериев и показателей качества начального образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями;

-  обеспечение ресурсной базы функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- разработка идеологии, инструментария, методик измерения и оценки, а также - электронных баз данных и порядка работы с ними, форм и порядка информирования внешних пользователей;

- осуществление оценки динамики учебных достижений, обучающихся и развития их жизненных компетенций;

-  анализ объективной информации о состоянии качества образования лиц с умственной отсталостью в общеобразовательной организации;

-  анализ трудностей в образовательном процессе для уточнения индивидуальных особенностей познавательного развития обучающихся, выявления индивидуальных образовательных потребностей в целях разработки индивидуального содержания коррекционно-развивающего обучения;

- определение направлений деятельности для улучшения качества образования и постановка соответствующих целей;

- осуществление поиска оптимальных решений для достижения целей;

- разработка рекомендаций к содержанию индивидуальных коррекционных занятий с ребенком для устранения или сглаживания трудностей, обусловленные структурой нарушений;

- обеспечение непрерывного «наблюдения» за состоянием образовательного процесса;

- ориентировка образовательного процесса на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий;

- информационное обеспечение формирования рейтинга педагогических работников на основе их достижений для определения стимулирующей надбавки.

Основными функциями аттестации являются:

- мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение,

- диагностическая – указывает на уровень образовательных результатов ученика, выявляет трудности в овладении программным материалом, а также индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся,

- воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника,

- информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, результатов в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аттестация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе оценки достижений планируемых результатов освоения АООП организуется на основе следующих принципов:

  • комплексности, обеспечивающей наблюдение за динамикой как учебных достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), так и развитием предметных, житейских компетенций и личностных результатов;
  • единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений, обучающихся в освоении содержания АООП на основе методического обеспечения процедуры аттестации;
  • дифференциации оценки достижений с учетом возможностей и особых образовательных потребностей каждого обучающегося; уровневый подход к оценке планируемых результатов;
  • индивидуализация объективной оценки, раскрывающей динамику достижений и качественные изменения в психическом и социальном развитии ребенка, нуждающегося в педагогической поддержке, построении его собственной траектории в образовании;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода к разработке содержания заданий по учебным предметам;
  • использование планируемых результатов освоения материалов, адаптированных основных образовательных программ (АООП – вариант 1 и АООП–вариант 2) в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • открытость: оценочная информация служит источником анализа качества образования и динамики развития каждого обучающегося для специалистов Психолого-педагогического консилиума школы и родителей.