Игры, обеспечивающие развитие у ребенка ориентировочного компонента общения и сосредоточения на предмете, ситуативно-личностного общения и познавательных действий

(Первый этап психолого-педагогической работы)

 Предложенные в этом разделе игры помогут создать ситуации, в которых слепой ребенок может обнаруживать взрослого доступными ему способами и разворачивать с ним продолжительный эмоциональный диалог, а также проявлять познавательную активность, направленную на мать, как яркий и динамичный объект, которая затем будет нацелена на окружающие малыша предметы.

 

Зовём по имени

Игра поможет вызывать сосредоточение малыша на звук голоса взрослого. Возьмите ребенка на руки в положении «под грудью». Склоняясь к ребенку, позовите его по имени. Приблизьте лицо к лицу ребенка и повторите обращение. Сделайте паузу и дождитесь действий ребенка. Он может замедлить движения или замереть, прислушиваясь к голосу взрослого. Повторите обращение громче и более выразительно: протяжно, напевно произнося ударную гласную в его имени. Если ребенок никак не реагирует, подуйте ему в лицо и снова повторите его имя. Сделайте паузу, отдалите лицо от лица ребенка и наблюдайте за его действиями. Дождитесь, когда возобновятся хаотичные движений конечностей или повороты (незначительное вращение) головы, и вновь выразительно позовите малыша по имени. Повторяйте имя, зовите ребенка с разной интонацией, добиваясь у него сосредоточения.

Внимательно следите за поведением малыша, в ответ на ваши действия он может: прислушиваться, замедлять или прекращать непроизвольные движения рук и ног, прекращать или более интенсивно сосать соску, изменять мимику – нахмуриваться или поднимать брови, поворачивать голову в сторону.

Особые указания. Игру можно разнообразить за счет:

  • изменения позы ребенка – положить его на пеленальник в положение «на спине», а самим расположиться перед ребенком, близко – лицом к лицу.
  • изменения положения взрослого относительно ребенка: позвать малыша, находясь сбоку от него. Ребенок еще может не поворачивать голову к вам, этому он будет учиться позже, но он получит новый опыт и будет прислушиваться, прекращать или замедлять движения рук и ног, воспринимая ваш голос, доносящийся сбоку.
  • использования игрушки-маракаса. Если ребенок уже быстро проявляет сосредоточение на звук голоса, предложите ему прислушаться к звуку игрушки. Обратитесь к малышу по имени, и сделав паузу в 3-5 секунд, погремите перед ребенком маракасом или любой игрушкой, которая издает звук во время движения – бубенчики, шаркуны[1]. Звук игрушки должен звучать не более 5 секунд, после чего необходимо сделать паузу. Дождитесь сосредоточения на звук игрушки. При необходимости повторите звучание игрушки.

 

Кто у нас хороший?

Игра поможет вызвать сосредоточение ребенка на комплексное воздействие взрослого. Возьмите малыша на руки в положение «под грудью» так, чтобы было удобно наклоняться к лицу ребенка. Приблизьте свое лицо к лицу ребенка, расстояние между лицами должно быть не менее 5 см. Обратитесь к ребенку с ласковыми словами пестушки:

Кто такой хороший?

Кто такой пригожий?

(Имя ребенка) хороший!

(Имя ребенка) пригожий!

Произнося слова, свободной рукой потормошите ребенка за грудку. Затем отдалите лицо от лица ребенка. Посмотрите, вызвали ли ваши действия изменения в поведении ребенка. После небольшой паузы повторите игру.

Возможные действия ребенка: прислушивается, напрягается, замедляет или прекращает ранее начатые движения.

Особые указания. В игре можно менять позу ребенка – положить его на пеленальник в положение «на спине», так малыш получит новые впечатления. Если ребенок после действий взрослого (речь и прикосновения) быстро проявляет сосредоточение, проводите игру, не прикасаясь к ребенку.

Если у ребенка имеется остаточное зрение, расстояние между лицами может быть больше 5 см. Для того, чтобы ребенок мог проявить зрительное сосредоточение, взрослому необходимо ярко выделить части лица: накрасить губы, подвести брови и др. Можно надеть яркую повязку на голову.

 

Вот солнышко!

Игра поможет малышу обнаруживать изменение освещенности и проявлять сосредоточение. Возьмите ребенка на руки и подойдите к окну, в которое светит солнце. Ребенок должен находится спиной к окну. Поворачивая лицо малыша к свету, сказать «Вот солнышко!». Наблюдайте за состоянием ребенка, дождитесь, когда ребенок проявит сосредоточение. Дайте возможность малышу ощутить тепло и воспринять свет. Только после этого не спеша начинайте отворачиваться с ребенком от окна: «Нет солнышка!». Для малыша необходимо время, чтобы ощутить изменения освещенности.

Не всегда малыши положительно относятся к незнакомым им ощущениям и могут заплакать. В этой ситуации необходимо отойти от окна и успокоить малыша. Но через некоторое время вновь повторить игровые действия. Обнаружив солнечный свет, ребенок может напрячься, прекратить сосание пустышки, замедлить или прекратить движения рук или ног.

Особые указания. Необходимо точно знать о медицинских противопоказаниях к восприятию солнечного света, светового контраста, а так же к использованию предметов с мигающим светом. Во избежание дискомфорта от попадания прямых солнечных лучей, окно может быть завешено легким тюлем. В пасмурный день солнечный свет может заменить настольная лампа или свернутая в клубок новогодняя мигающая гирлянда.

Совершать повороты надо плавно, давать ребенку достаточно времени для обработки зрительной информации, время наступления и продолжительность реакции на свет может варьироваться. Наблюдения за поведением малыша позволят определить функциональные возможности нарушенного зрения.

 

Поглаживания

Игра поможет вызывать у ребенка сосредоточение на прикосновения взрослого. Положите ребенка на пеленальник в положение «на спине».

Согрейте руки и после этого снимите с ребенка одежду. Снимая одежду, приближайте свое лицо к лицу ребенка и ласково разговаривайте с ним, называйте по имени. Не торопитесь начинать игру, дайте ребенку возможность адаптироваться к ощущениям без одежды. При этом сохраняйте тактильный контакт с ребенком: положите раскрытые ладони, соединив большие пальцы, на грудь и плечи ребенка. Через 5-7 секунд начните проводить ими по телу малыша до пальчиков на ногах, неторопливо и распевно приговаривайте при этом слова потешки:

Ах ты, моя деточка,

Золотая веточка,

Сладкая конфеточка!

Каждая фраза потешки может сопровождать одно движение «сверху – вниз». Таким образом, читая потешку, можно 3 раза проделать поглаживание. Затем сделайте паузу и посмотрите на реакцию ребенку. Во время наблюдения отметьте, нравятся ли ребенку ваши прикосновения, темп движений; расслабляется он от них или напрягается, какова его мимика, меняется ли она. Важно отметить изменение активности после воздействий взрослого: она может уменьшаться, вплоть до полного прекращения движений; мимика может быть напряженной, выражать «удивление».

Особые указания. Эту игру можно регулярно проводить во время переодевания ребенка, перед купанием. В помещении должно быть тепло. Раздевая малыша, сначала слегка потяните одежду за край, не прикасаясь к телу ребенка, только потом берите его за руки (или другие части тела), такая последовательность действий взрослого делает их предсказуемыми для малыша. Сохраняйте тактильный контакт с малышом, свободная рука должна все время касаться ребенка, давая информацию, что вы находитесь рядом.

 

Игра-забава «Мяу!»

Игра поможет вызвать улыбку малыша, обращенную взрослому. Положите ребенка на спину. Наклонитесь к лицу ребенка и позовите по имени, подождите ответного действия, которое будет говорить о внимании ребенка. После этого подуйте, а затем слегка пощекочите подбородок, производя движения вверх-вниз только одним пальцем, и после этого протяжно произнесите высоким тембром голоса «Мяу!». После небольшой паузы пощекочите под нижней губой, после этого опять произнесите: «Мяу!», затем пощекочите нижнюю губу, слегка оттягивая ее вниз: «Мяу!». Прикосновения должны быть легкими, нежными и длиться не более 5 сек.

Вариант игры. Можно изменить места прикосновений к лицу ребенка. Последовательно и плавно, не убирая рук от лица малыша, прикасайтесь сначала к щекам, затем к уголкам губ, завершив действия прикосновениями к нижней губе. Сначала ребенок может отвечать отдельными действиями без улыбки: открывать и закрывать рот, поворачивать голову из стороны в сторону, оживленно двигать ногами и руками, но постепенно приятные впечатления от действий взрослого вызовут у малыша широкую улыбку.

Особые указания. В этой игре можно заменить звукоподражание «Мяу!» на любое другое звукосочетание, которое вызывает у ребенка положительные эмоции. Перед игровыми действиями можно предварительно потормошить ребенка, приговаривая ласковые слова. Темп игровых действий должен быть неспешным, а прикосновения – нежными, приятными для ребенка. Если в игре удается быстро вызвать у ребенка улыбку, можно разнообразить способ прикосновений к его лицу – использовать кусочек ватки или мягкую кисточку.

 

Слушаем необычные звуки

Игра поможет вызвать у малыша улыбку на звуко-тактильно-вибрационное воздействие взрослого. Удобно расположитесь с ребенком и привлеките его внимание, позвав по имени или любым другим способом. Приблизьте лицо к лицу ребенка, чтобы он мог ощущать ваше дыхание. Дождитесь проявления сосредоточения и произнесите с течение 5 секунд любое звукосочетание, например, «фу-фу-фу-фу» или «бррр-бррр-бррр», так, чтобы малыш мог отчетливо ощутить исходящий поток воздуха. Сделайте паузу и дождитесь улыбки ребенка. Поддержите его улыбку, повторив звукосочетание, но с другим ритмом.

Особые указания. При произнесении неречевых звукосочетаний следует интенсивно продуцировать направленный поток воздуха, сопровождаемый звуками. Такой тип воздействий – звуко-тактильно-вибрационный – очень привлекателен для слепого младенца. Восприятие необычных звукосочетаний вызывает у ребенка не только сосредоточение, но и положительно окрашенные эмоциональные проявления. Для сохранения интереса малыша к этой игре произносите звукосочетания в его ладошку, в животик, в щечку. Такой прием можно использовать во время переодевания ребенка. В общении с младенцем можно использовать любые неречевые и речевые звуки, которые ему нравятся и могут порадовать: цоканье языком, фырканье, а также «пррррууу», «дррр-дрр-дрр», «ссссссс», «шшшшш» и другие сочетания звуков. При этом важно, чтобы они входили в контекст обычной обращенной к малышу речи, а не заменяли ее.

 

Бодрое поглаживание

Игра доставит удовольствие ребенку и вызовет его ответные коммуникативные действия, выраженные в комплексе оживления. Положите малыша на пеленальный стол в позе «на спине» и разотрите руки – они должны быть теплыми. Наклонитесь к лицу малыша, обратитесь по имени так, чтобы он проявил сосредоточение. Положите руки ему на плечи, выразительно произнося слова потешки, проведите раскрытыми ладонями сверху вниз, по всему телу до ножек:

Потягунушки, порастунушки!

Поперек толстунушки!

Повторите поглаживание еще раз, начиная от шеи, заканчивая ножками. Поглаживание должно быть энергичным и ощутимым для ребенка:

А в ножки – ходунушки,

а в ручки – хватунушки!

Склонитесь над лицом ребенка и потормошите его за грудку, продолжая бодро произносить слова потешки:

А в роток – говорок,

а в головку – разумок!

Во время игры наблюдайте за состоянием малыша, его действиями. После тормошения не убирайте ладони с груди ребенка. Не торопитесь, подождите отклик малыша на ваши воздействия: улыбку, двигательное оживление, вокализации.

Особые указания. Игра должна проводиться довольно энергично, в бодром темпе, чтобы привлечь внимание малыша, вызвать у него приятные ощущения. Важно определить, какие действия наиболее приятны малышу – поглаживание или тормошение грудки, и уделить им больше времени в игре.

Такое комплексное воздействие – энергичное поглаживание всей ладонью в сочетании с близкой дистанцией между лицами и выразительной речью взрослого, обращенной к ребенку – самый верный способ вызвать первые улыбки, вокализации и двигательное оживление. Эту игру можно проводить, сняв с малыша одежду. Важно, что ладони были теплыми и мягкими, а в помещении комфортная для малыша температура. В игру можно включать и поглаживания с помощью мягкой пуховки, кусочка ваты или кисточки.

 

Зовем по имени

В этой игре можно вызвать ответные коммуникативные действия младенца на комплексное воздействия взрослого: комплекс оживления или отдельные действия – улыбку, вокализации, двигательное оживление. Положите ребенка в позе «на спине» на пеленальный стол перед собой. Обопритесь на предплечья рук так, чтобы руки прикасались к телу малыша с двух сторон, при этом его ножки упирались в ваше тело. Наклонитесь к малышу и подуйте сначала на лицо, а затем на кисти рук, после чего возьмите ребенка за руки, фиксируя лучезапястный сустав. Начните звать малыша по имени, используя различные варианты интонации, при этом тормошите за ручки, добиваясь, чтобы ребенок начал прислушиваться, а затем проявил двигательное оживление, улыбнулся, дал голосовую реакцию. В игре важно ярко выражать свои эмоции и испытывать искреннюю радость. Каждый раз после произнесения имени, делайте паузу и ждите ответных действий ребенка.

Если ребенок не изменяет своего поведения и не «отвечает», дополните речь выразительными побуждающими восклицаниями или мнимым диалогом, например: «Эй!» или «Кто это тут? Маша? Маша!»; или чередуйте действия «подули на лицо» – «позвали по имени». Возможно, малышу требуется более интенсивное тормошение. Потормошите малыша за грудку его же ручками, которые вы держите в своих руках.

Усложнением в этой игре может быть меньшее количество элементов в комплексном воздействии, взрослого; уменьшение продолжительности такого воздействия. Можно изменять позу ребенка и увеличивать расстояние между лицами, но не более, чем до 10 – 12 см.

Особые указания. Наиболее эффективный способ вызвать у слепого ребенка положительно окрашенные ответные действия – использовать комплексные воздействия. Примерами такого комплексного воздействия могут быть движения перемещения лица взрослого относительно лица ребенка, позволяющее малышу ощущать не только дыхание взрослого, его тепло, запах, вибрацию воздуха при экспрессивном произнесении слов, но и изменение локации этих ощущений. Или сочетание речи взрослого с тактильными воздействиями – прикосновениями к телу ребенка в момент произнесения имени ребенка – или двигательными – тормошение, поглаживание. В игре можно использовать чередование темпа приближения и удаления лица взрослого от лица ребенка (медленно – быстро).

 

Встреча

Игра поможет побуждать малыша поднимать голову в положении «на животе» и вызывать у него ответные действия на обращенную к нему речь.

Удобно расположитесь на полу, диване или кровати в положении «на спине», подложите себе под голову подушку. Малыша положите себе на грудь в позе «на животе» так, чтобы голова ребенка была рядом с вашим лицом, и вы могли прикасаться к ней губами. Позовите малыша по имени и подуйте ему на голову. Медленно проведите рукой от шеи ребенка к его бедрам, надавливая на мышцы по обе стороны позвоночника. Этот прием поможет ребенку поднять голову. Руки малыша должны быть сведены под грудью. Дождитесь, когда ребенок поднимет голову, слегка подуйте, затем поцелуйте, позовите по имени. Пока ребенок удерживает голову, напевно с радостной интонацией произносите его имя, адресуйте ему ласковые слова, например:

Ах! Ты моя деточка!

Золотая веточка,

Сладкая конфеточка!

или

Мой хорошенький,

Мой пригоженький,

Расти здоровёшенький!

Малыша можно пощекотать за ушками, под подбородком. Как только ребенок начнет опускать голову, сделайте паузу в речи, дайте возможность ему отдохнуть. Затем вновь повторите действия, побуждая ребенка принять «позу общения»: поднять голову и оказаться лицом к лицу с вами.

Особые указания. Если ребенку трудно лежать на животе, он беспокоится и активно проявляет недовольство, необходимо обсудить причину такого поведения с врачом. В случае, если малыш быстро устает в таком положении, при первых признаках беспокойства перемените его позу, дайте отдохнуть и вновь предложите эту игру. Для побуждения к поднятию головы можно использовать такой прием: пошевелитесь, слегка встряхнув ребенка, лежащего у вас на животе. Во время игры чередуйте интонированную речь обычной громкости с шёпотной.

 

Вот кто тут!

В этой игре малыш будет учиться поднимать голову и «отвечать» на воздействия взрослого возможными для него способами, поддерживая общение. Положите ребенка на край стола или дивана в позе «на животе» так, чтобы его голова находилась над краем поверхности, а ваше лицо – перед лицом ребенка. Положите руку на таз малыша, слегка прижимая его. Позовите ребенка по имени, подуйте ему на лоб, подождите, пока он не начнет поднимать голову. Когда малыш поднимет голову, свободной рукой проведите вдоль позвоночника от шеи к ягодицам, затем слегка подуйте на лицо и поцелуйте. Выразите свою радость, поприветствуйте малыша, как это вы делаете при встрече: «Привет! Вот кто тут!», обратитесь по имени: «Вот он наш (имя ребенка)!». Если малышу трудно удержать голову в поднятом состоянии, придержите ее, прикасаясь к ней носом, щеками, лбом. И при этом ласково разговаривайте с ребенком. Дайте возможность малышу опустить голову и отдохнуть. После паузы повторите свои действия. Пока ребенок отдыхает, погладьте его спинку, проводя руками вдоль позвоночника сверху вниз.

Проводите игру в разных местах, например, на полу. Положите ребенка на живот на приготовленное место на полу. Лягте на пол в положении «на животе» лицом к ребенку. Подложите под грудку ребенка валик. В процессе игры можно приближать и удалять свое лицо от лица ребенка. Если делать такие движения в момент произнесения слов, ребенок будет получать дополнительную информацию о действиях взрослого. Важно, приблизившись к лицу ребенка, некоторое время находиться в таком положении.

 

Где мама? Вот мама!

Эта игра-забава является аналогом игры в «прятки», когда взрослый прячется, накрывая свое лицо платком, а потом «появляется» перед ребенком, сняв платок с лица. Игра с таким эффектом «появления» возможна и без зрительного контакта. Взрослый может «исчезать» из поля восприятия ребенка – отдалять свое лицо от лица ребенка, а затем «появляться», приближая лицо к лицу младенца, при этом ребенок прикасается к лицу взрослого – «находит» его. В игре взрослый, проявляя искреннюю радость через интонацию, тормошение, щекотку, поцелуи, «заражает» ей ребенка, и происходит совместное переживание ярких эмоций.

Положите ребенка на спину и ласково обратитесь к нему по имени. Склонитесь к его лицу, подуйте на нос или щеки, поцелуйте и повторно позовите по имени. Подождите положительного эмоционального ответа: улыбки, открывания рта, движений головы, вокализаций, оживленных движений рук и ног. Если ответа нет, после паузы повторите действия вновь, но более интенсивно. Добившись ответных действий, отдалитесь от ребенка, при этом расстояние между лицами не должно быть более 20-30 см, дайте возможность ребенку проявить оживление. Затем медленно приближая лицо к лицу к ребенку, спрашивайте: «Где мама?», а оказавшись «нос к носу» с малышом, радостно произнесите: «Вот мама! Вот!». Обхватите ручки малыша и поднесите к своему лицу, поцелуйте. Удерживая руки ребенка у своих губ, вновь скажите: «Вот мама! Мама!». Дайте возможность ребенку потрогать ваше лицо. Не руководите его действиями, только слегка придерживайте ручки, чтобы они были выведены вперед.

Игру можно проводить, изменив положение тела ребенка. Возьмите ребенка на руки в положение «на весу» и приближайте ребенка к своему лицу. Такой вариант игры возможен, если малыш, лежа на спине, может выводить руки вперед, направляя их к склонившемуся взрослому. Удаление-приближение можно повторять несколько раз. Возможно, что по мере повторения игры ребенок будет проявлять свои эмоции ярче.

Особые указания. Побуждать ребенка выводить руки вперед лучше в естественной ситуации общения, помогая ему направлять руки к лицу взрослого. Привлекать внимание к лицу взрослого в эти моменты можно активной, утрированной мимикой, делающей лицо «подвижным»: вытягивать губы трубочкой, открывать рот, надувать щеки, морщится и т.д. Малыш сможет тактильно ощутить изменяющуюся мимику взрослого.

 

К маме

Игра поможет малышу научиться поднимать голову в позе «на животе» и тем самым инициировать общение с взрослым. Положите ребенка на подготовленное место на полу в позу «на животе»: грудь ребенка – на валике, руки выведены вперед, при этом опора осуществляется на предплечья (если это возможно, то опора может быть на ладони выпрямленных рук). Разместитесь на полу в положении «на животе» лицом к лицу с ребенком, расстояние между лицами должно быть не более 10 см (можно меньше). Ласково позовите ребенка по имени, поцелуйте. Не отдаляйтесь и молча ждите отклика (ответного действия) от ребенка. Когда ребенок поднимет голову, нежно подуйте ему на лоб или волосы. Убедитесь, что ребенку нравится ваше действие. Похвалите его, выразите свою радость. Если малыш опускает голову, предоставьте возможность ему отдохнуть. Дайте понять малышу, что вы находитесь близко: шумно дышите, совершайте движения, но не разговаривайте с ним. Если малыш не поднимает голову, чтобы вновь оказаться с вами «нос к носу», обратитесь к нему по имени, подуйте на лоб, добиваясь, чтобы ребенок поднял голову.

Особые указания. Действия ребенка становятся инициативными, если взрослый их замечает, поддерживает и осмысляет как желание «позвать», «привлечь внимание», «пригласить к общению». Поднимая голову к лицу взрослого, ребенок таким способом может выразить свое желание «вступить в общение» и получить возможность вновь пережить приятные воздействия взрослого. Действия, приводящие к желаемому результату, начинают чаще использоваться ребенком и уже целенаправленно для инициирования общения. Важно определить, какие воздействия взрослого наиболее привлекательны для малыша. Ребенок будет стремиться к возобновлению приятных ощущений, а для этого все чаще поднимать голову в положении «лежа на животе». Со временем он научиться поднимать голову к лицу разговаривающего с ним человека, что является важной частью коммуникативной культуры.           Когда ребенок будет уверенно удерживать голову в положении «на животе», можно эту позу чаще использовать для различных игр.

 

Перекличка

В игре малыш научится использовать голосовую активность для инициирования общения со взрослым. Положите ребенка на пеленальный стол в позе «на спине». Ласково потормошите, пощекотите его шейку, грудку, за ушками. Обопритесь предплечьями на поверхность пеленального стола, так, чтобы слегка касаться ими ребенка, и произнося имя ребенка, приблизьте лицо к лицу ребенка на расстояние не более 15см. Замрите в таком положении, ждите, когда малыш «пригласит» вас возобновить игровые действия. Обычно после активных, приятных ребенку воздействий, их прекращение вызывает у малыша всплеск активности, чаще всего голосовой, чему способствует еще и близость лица «пассивного» взрослого. В ситуации «пассивный взрослый» важно находиться в зоне восприятия ребенка и подтверждать доступным для него способом свою близость, ожидать действий малыша, которые свидетельствуют о его готовности продолжать игру. Вместо тормошений и щекотки используйте чередование быстрого приближения и удаления лица от лица ребенка 2-3 раза. В момент приближения можно усилить воздействие – подуть ребенку в лицо или поцеловать. Такие действия взрослого могут вызвать у ребенка желание вновь испытать приятные ощущения, это желание он может инициативно выразить.

В течение бодрствования необходимо наблюдать за поведением младенца. Каждый раз в момент его голосовой активности приближаться к младенцу, склоняться к его лицу и произносить те же звуки, какие произносил ребенок. И вскоре младенец будет чаще использовать звуки в игровых ситуациях, чтобы привлечь внимание взрослого.

[1] Традиционная берестяная игрушка - погремушка