Приложение 2

 

Протокол (шкала) количественно-качественной оценки параметров коммуникативного развития ребенка с ДЦП

Параметры общения Критерии оценки параметров общения Выраженность в баллах
Инициативность в общении Ребенок не пытается самостоятельно взаимодействовать с взрослым, не отвечает на его попытки взаимодействия, проявляет неадекватную реакцию на инициативу взрослого 1
Проявления адекватной реакции на взаимодействие с взрослым, его прикосновения, наличие непродолжительного глазного контакта при общении, инициированном взрослым 2
Изредка самостоятельно обращается к взрослому 3
Активно стремится к физическому контакту с взрослым, привлекает его к своим действиям 4
Чувствительность к воздействиям взрослого Отказ от предлагаемой формы общения 1
Ребенок изредка положительно реагирует на инициативу взрослого и принимает предложенную ему форму общения 2
Ребенок спокойно принимает ласку взрослого и его инициативу, откликается на них 3
Ребенок радостно принимает ласку, активно подхватывает его действия 4
Эмоциональное отношение к общению Негативное отношение к общению 1
Равнодушное отношение к общению 2
Спокойно положительное отношение к общению 3
Ярко выраженное положительное отношение к общению 4
Уровень вовлеченности в общение Отказ от совместной деятельности 1
Слабое, непродолжительное включение в совместную деятельность 2
Положительное отношение к совместной деятельности, сопровождаемое неярко выраженными эмоциями 3
Ярко положительное отношение к взаимодействию с взрослым, игре, стремление продлить контакт со взрослым 4
Умение развивать ситуацию общения Отсутствие инициативы, ожидание инициативы от взрослого 1
Редкие проявления инициативы, неумение перестраивать поведение в зависимости от поведения взрослого 2
Ребенок непродолжительное время чередует ответные и инициативные действия 3
Ребенок настойчиво добивается желаемой формы взаимодействия, чутко реагирует на инициативу взрослого 4
Использование средств общения Отсутствие средств общения 1
Преобладание экспрессивно-мимических средств общения и жестов 2
Преобладание предметных действий 3
Преобладание вокализаций, речевого общения 4
Стремление действовать по образцу Отсутствие действий по образцу 1
Ребенок пытается действовать по образцу непродолжительное время 2
Ребенок выполняет подражательные действия с ошибками, но не теряет интереса к общению 3
Ребенок активно подражает действиям взрослого, настойчиво их повторяет, исправляет ошибки 4
Чувствительность к оценке действий взрослым Ребенок не реагирует на оценку взрослым действий 1
Ребенок изредка реагирует на оценку своих действий 2
Ребенок радуется поощрению своих действий и огорчается порицанию 3
Ребенок ярко эмоционально реагирует на поощрение, стремится еще лучше выполнить действие 4

 

Интерпретация полученных сведений.

Для балльной оценки результатов используется четырехуровневая шкала, содержащая описание параметров общения, позволяющие определить варианты социально-коммуникативного развития ребенка.

Количество баллов от 8 до 16 свидетельствует о том, что ребенок находится на начальном этапе формирования коммуникативной деятельности и испытывает выраженные коммуникативные затруднения.

Количество баллов от 17 до 24 свидетельствует о формировании у ребенка мотивов общения и предпосылок развития социального взаимодействия с взрослым.

Количество баллов от 25 до 32 – о формировании потребности в активной деятельности, общении, одобрении и поддержке со стороны взрослого.