25 октября 2023 года исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося сурдопедагога, создателя отечественной системы развития слухового восприятия у глухих детей, профессора Елены Петровны Кузьмичевой.
Елена Петровна родилась 25 октября 1933 года в поселке Расторгуево Сухановской волости Московской губернии СССР в семье рабочего.
Завершив обучение в институте в 1955 году, по распределению получает должность учителя русского языка в школе-интернате для глухих детей № 37 г. Новосибирска, в которой работает с августа по ноябрь.
В январе 1956 года Е.П. Кузьмичева начинает работать учителем в школе для глухих детей при Научно-исследовательском институте дефектологии АПН РСФСР. Администрация школы, отметив «деловые качества Кузьмичевой, ее умение всесторонне подходить к учебному процессу», рекомендуют Елене Петровне поступить в аспирантуру Института.
С 1959 по 1962 год Е.П. Кузьмичева обучается в очной аспирантуре Института дефектологии на отделении сурдопедагогики.
После окончания аспирантуры Е.П. Кузьмичева возвращается в школу для глухих детей при Институте дефектологии в качестве заведующей слуховым кабинетом. В 1964 году ее переводят на должность младшего научного сотрудника лаборатории общего и профессионального обучения взрослых глухих НИИД.
В 1966 году Е.П. Кузьмичева защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Обучение глухих детей грамоте в условиях формирования речи на дактильной основе».
В конце 1960-х годов по инициативе директора Института дефектологии Татьяны Александровны Власовой организуется экспериментальное исследование по развитию нарушений слуховой функции у детей разного возраста и взрослых. Е.П. Кузьмичева включается в эту масштабную, крайне сложную и новаторскую работу. В эксперименте принимают участие десятки специальных школ страны. В ходе многолетнего комплексного аудиолого-педагогического исследования удается выявить потенциальные возможности тонального и речевого слуха у самой тяжелой категории лиц со сниженным слухом ‒ имеющих врожденную или приобретенную в раннем возрасте глухоту. Результаты экспериментальной работы становятся основанием для введения в учебный план специальных школ новой дисциплины ‒ индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, для которой разрабатываются новые учебные программы. Под руководством Е.П. Кузьмичевой и известного сурдопедагога Нины Феодосьевны Слезиной проводятся курсы повышения квалификации для педагогов школ для глухих детей всей страны. Так создается и научно обосновывается принципиально новая система развития слуховой функции у глухих в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Существенно изменяется отношение к глухим людям: после того как в учебные планы включаются занятия по развитию слухового восприятия, начинается массовое слухопротезирование глухих, конструируются новые приборы, необходимые при глубокой потере слуха. Развивающееся слуховое восприятие становится одним из важнейших компонентов совершенствования речевой деятельности глухого. Это оказывает существенное влияние на интенсификацию учебного процесса, повышение общеобразовательного уровня людей с глухотой, подготовку к жизни и труду, в том числе и среди слышащих, и в целом на формирование их личности. В мае 1985 года, обобщив и систематизировав данные экспериментальной работы, Е.П. Кузьмичева защищает докторскую диссертацию на тему «Система развития речевого слуха у глухих».
С 1979 года Елена Петровна в течение 15 лет руководит лабораторией аудиологии и обучения произношению детей с недостатками слуха. В этой должности она стремится сохранить лучшие традиции лаборатории: в центре внимания научных сотрудников неизменно остается устная речь, ее формирование и развитие в рамках всестороннего развития ребенка с нарушенным слухом. В годы руководства Елены Петровны коллективом лаборатории разрабатываются и внедряются в широкую педагогическую практику системы работы по развитию слухового восприятия и обучения произношению (включая программы и методические рекомендации) глухих и слабослышащих дошкольников, слабослышащих школьников; продолжаются поиски эффективных методов восстановления устной коммуникации внезапно оглохших, при этом постепенно акцент переносился на наиболее тяжелую группу оглохших – дошкольников, которые после потери слуха быстро теряли и речь. Организуются и проводятся инновационные исследования, результаты которых способствуют развитию системы образования глухих и слабослышащих детей: разрабатываются подходы к ранней (с первых месяцев жизни) коррекции нарушенной слуховой функции ‒ создаются педагогическая диагностика снижения слуха у маленьких детей, содержание, методы и организационные формы коррекционной помощи детям с нарушенным слухом младенческого и раннего возраста; на основе изучения возможностей глухих школьников воспринимать музыку разрабатывается методика проведения музыкально-ритмических занятий; начинается экспериментальная работа по педагогическому сопровождению дошкольников и школьников с нарушенным слухом, обучающихся вместе с нормально слышащими сверстниками; осуществляются первые исследования в области сурдопедагогического сопровождения детей и взрослых при кохлеарной имплантации.
Под руководством Е.П. Кузьмичевой большое внимание в деятельности лаборатории уделяется тесному взаимодействию специалистов разного профиля: медиков, сурдотехников, физиологов, психоакустиков и др. По инициативе Елены Петровны в лаборатории организуется систематический консультативно-диагностический прием лиц с нарушениями слуха, высокий уровень проведения которого отмечают как родители детей с нарушениями слуха, так и специалисты.
Е.П. Кузьмичева внесла большой вклад в становление и развитие специальных учреждений для детей с недостатками слуха. Этот вклад включает не только создание учебников для детей и пособий для учителей, но и постоянную методическую работу с многими школами бывшего Советского Союза. Елена Петровна нацеливала сотрудников руководимой ею лаборатории на оказание практической помощи педагогам специальных и массовых дошкольных и школьных образовательных учреждений, специалистам сурдологических центров и кабинетов, а также родителям детей с нарушенным слухом. Поддерживала интерес учителей к исследовательской деятельности, принимала деятельное участие в организации педагогического эксперимента, осуществляла научное и методическое руководство работой, помогала представить полученные результаты в публикациях, в докладах на педагогических чтениях и научно-практических конференциях.
Елена Петровна Кузьмичева ушла из жизни 17 июня 2021 года в Москве.