День олигофренопедагогики традиционно отмечается в Российской Федерации 20 ноября. Праздник этот сравнительно молодой, однако отечественная научно-педагогическая школа в сфере помощи людям с нарушениями интеллекта, их обучения и воспитания прошла долгий и интересный путь.

Система воспитания и обучения детей с психическими заболеваниями начала активно формироваться в нашей стране с конца XIX века. До этого в России вели работу единичные учреждения для слабоумных и аномальных (по тогдашней терминологии) детей в Риге и Санкт-Петербурге. В 1882 году И.В. Маляревский открыл одно из первых в стране медико-педагогическое заведение для умственно отсталых детей, воспитание в котором было ориентировано на развитие трудовых навыков для последующей самостоятельной жизни в обществе. В начале XX века в Москве М.П. Постовская открывает вспомогательные классы при женском начальном училище, в 1915 году в Санкт-Петербурге начинает работать специализированная школа под руководством А.Н. Граборова. Большой вклад в развитие олигофренопедагогики внесли и врачи-психиатры В.И. Яковенко, И.Г. Игнатьева, П.И. Ковалевский.

После 1917 года под влиянием идей Л.С. Выготского и его психологической школы в научно-педагогическую практику вводится термин «умственно отсталый ребенок», который наиболее полно отвечал взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития аномального ребенка. Огромный вклад в разработку проблем изучения, образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями внесли Д.А. Азбукин и Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, Ж.И. Шиф, А.А. Дмитриева, И.Г. Ерёменко и другие. Однако почти до конца XX века ученые и педагоги следовали принципам классификации олигофрении, сформулированной немецким психиатром Э. Крепелином.

В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Учитывается разнообразие этиологии аномалий, степени поражения ЦНС, нарушений познавательной деятельности. Серьезные клинико-психолого-педагогические исследования в этой области осуществляются в Институте коррекционной педагогики РАО. Они направлены на выявление и анализ факторов, определяющих феноменологию психического дизонтогенеза, качество образования и динамику психосоциального развития современных детей с ОВЗ и инвалидностью различных нозологических групп, в том числе, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Традиционно специалисты по олигофренопедагогике работают в сфере специального и инклюзивного образования, детских образовательных учреждениях и развивающих центрах, в медицинских организациях и отделах социальной защиты. Получить профессиональное образование по специальности «олигофренопедагогика» можно в 32 вузах России.