8 декабря 2023 года в Колонном зале Дома союзов состоялось торжественное открытие Всероссийского съезда психологических служб в системе образования Российской Федерации, организованного ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

С приветственными словами к участникам съезда, объединившего на своей площадке специалистов психологических служб почти всех регионов России, обратились представители Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания. В их обращениях подчеркивалась важная роль психологов, призванных решать разнообразные и сложные задачи в сфере образования, связанные с обеспечением психологического благополучия детей и всех иных участников образовательных отношений. Подчеркивалась необходимость создания условий, способствующих продуктивной работе педагогов-психологов и укрепляющих престиж их профессии.

На пленарном заседании, состоявшемся в тот же день, отмечалась позитивная роль психологической службы в образовании, зародившейся несколько десятилетий тому назад и утвердившейся сегодня в качестве полноправного звена образовательной практики, обсуждались наиболее актуальные проблемы деятельности педагога-психолога на всех уровнях образования – от дошкольного до университетского.

В первый день работы съезда, в качестве почетных гостей, присутствовали сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» ‒ заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, д.психол.н., доцент Наталия Викторовна Бабкина и заместитель директора по научной работе, д.психол.н., профессор Игорь Александрович Коробейников.

Второй день съезда проходил 9 декабря в аудиториях Московского государственного психолого-педагогического университета. Работа съезда была организована преимущественно в формате экспертных сессий, посвященных наиболее актуальным вопросам профессиональной деятельности педагога-психолога.

В рамках экспертной сессии «Факторы суицидального поведения детей, подростков и молодежи» с основными докладами выступили модераторы сессии ‒ руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Елена Георгиевна Дозорцева и декан факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, ведущий научный сотрудник НИИ Скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Алла Борисовна Холмогорова.

В докладе профессора Е.Г. Дозорцевой была представлена статистика завершенных суицидов с анализом их динамики за прошедшие 5 лет, наиболее вероятных факторов суицидальных действий и распределения суицидентов по разным возрастным категориям и по образовательным организациям разного вида. Результаты проведенного анализа указывают не только на возрастание рисков суицидального поведения в детско-подростковой популяции, но и на необходимость интеграции усилий семьи и специалистов образовательных организаций, включая педагога-психолога, в распознавании и предотвращении этих рисков.

В докладе профессора А.Б. Холмогоровой, на примере ретроспективного анализа конкретной истории оказания эффективной помощи подростку в тяжелом депрессивном состоянии с высоким риском суицида, показана важность организации комплексной помощи таким подросткам, включая консультацию детского психиатра, индивидуальную психотерапию, работу с семьей и обязательную работу со специалистами школы, где девочка подвергалась буллингу. Продемонстрирована многофакторная сложность зарождения и динамики суицидального поведения, которая, в свою очередь, порождает сложность оказания грамотной и своевременной консультативной помощи со стороны разных специалистов, направленную на нормализацию нездоровой социальной ситуации развития ребенка. Речь должна идти о коллективном субъекте помощи, способном к согласованным и осмысленным совместным действиям.

Кроме основных докладчиков, с сообщением о связи суицидального поведения подростков с употреблением психоактивных веществ выступила профессор Ольга Валентиновна Рычкова (факультет «Консультативная и клиническая психология» МГППУ; Московский НИИ психиатрии). Обстоятельный доклад о трансформации распространенных среди подростков форм самоповреждающего поведения в суицидальное поведение был представлен профессором Наталией Анатольевной Польской (факультет «Консультативная и клиническая психология» МГППУ; Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой). Опыт работы с суицидентами детского и подросткового возраста был обобщен в докладе к.психол.н. Валентины Игоревны Быковой (НИИ неотложной детской хирургии и травматологии).

В качестве дискутанта в работе сессии принимал участие заместитель директора по научной работе Института коррекционной педагогики, профессор И.А. Коробейников.

В рамках экспертной сессии «Профессиональная позиция педагога-психолога в инклюзивной образовательной организации», проводившейся в формате круглого стола, его модератором ‒ Светланой Владимировной Алехиной, директором Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, вице-президентом Федерации психологов образования России, ‒ было сделано вводное сообщение, отражающее концептуальные и организационные аспекты инклюзивного образования и основные проблемы, препятствующие его эффективной реализации в современных условиях.

Далее, с обстоятельной оценкой достижений и трудностей в развитии инклюзивной практики выступила директор ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы», главный внештатный педагог-психолог г. Москвы Любовь Евгеньевна Олтаржевская. Докладчиком подчеркивалась необходимость упорядочения деятельности психологической службы в инклюзивных образовательных организациях, в частности, введения стандартизации инструментария диагностики и психологического сопровождения обучающихся, стандартизации деятельности школ по созданию для них специальных образовательных условий.

В качестве привлеченного эксперта в работе круглого стола участвовал профессор И.А. Коробейников, предложивший участникам из регионов описать основные трудности, возникающие у них в условиях инклюзивной практики. В итоге возникла продолжительная дискуссия, затронувшая вопросы взаимодействия образовательных организаций и ПМПК, не предоставляющих информации, необходимой для обеспечения индивидуализированных условий обучения детям с ОВЗ.

При подведении итогов работы круглого стола С.В. Алехина предложила ряд конструктивных мер по преодолению обсуждавшихся проблем и указала на существующие, но не в полной мере реализованные ресурсы образовательных организаций, осуществляющих инклюзивную практику.

Таким образом, участие в работе лишь двух экспертных сессий, убедило в несомненной ценности подобных организационных форм для успешной трансляции современных представлений о функционале педагога-психолога и его роли в решении актуальных задач современной образовательной практики.

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52