4 июня 2025 года в Москве завершила работу Всероссийская научно-практическая конференция «II Суворовские чтения», посвященная изучению философского и педагогического наследия А.В. Суворова. Мероприятие было организовано лабораторией инклюзивного образования Института психологии и комплексной реабилитации ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет».

Участниками чтений, проходивших на протяжении двух дней в очно-заочной форме, стали более 400 человек из разных регионов Российской Федерации. С приветственным словом к участникам конференции обратилась директор Института психологии и комплексной реабилитации МГПУ, к.психол.н., доцент Е.В. Ушакова. Елена Викторовна подчеркнула значимость «Суворовских чтений» как площадки для обмена опытом специалистов, работающих в области образования лиц со слепоглухотой.

Институт коррекционной педагогики на конференции представляли старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями, к.п.н. М.В. Переверзева и руководитель Научно-образовательного центра им. В.П. Кащенко, к.ист.н. М.А. Тимофеев.

В ходе пленарной сессии Марина Викторовна выступила с докладом «Календарная система как инструмент формирования и развития речи ребенка со сложными сенсорными нарушениями». В нем она рассмотрела факторы, влияющие на речевое развитие ребенка со сложными сенсорными нарушениями, обратила внимание, что понятие «сложные сенсорные нарушения» является описательным, характеризующим группу детей с выраженными сенсорными нарушениями в сочетании с другими нарушениями развития. Марина Викторовна сделала акцент на том, что дефицит возможностей спонтанного развития делает практически невозможным овладение словом (в любой его форме) без специальным образом организованного обучения, и представила многолетний опыт работы ГБСУСО МО «Семейный центр им. А.И. Мещерякова» по использованию специального комплекса средств АДК – «календарной системы», позволяющего формировать и расширять речевой словарь ребенка в ежедневной деятельности. Также в докладе были представлены размещенные на сайте ИКП «Методические рекомендации по использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации в процессе обучения и воспитания детей с ТМНР».

Кроме того, М.В. Переверзева выступила модератором секции «Совместная педагогика как философия образования детей со сложными сенсорными нарушениями».

Выступление М.А. Тимофеева было посвящено проблеме выявления, сбора и использования источниковой базы в сфере изучения истории специальной педагогики и дефектологии, в том числе архивных материалов. Он обратил внимание слушателей на необходимость выработки у студентов и исследователей навыков работы с документальными материалами, относящимися к этим сферам. Михаил Анатольевич проинформировал участников конференции о реализации Центром в 2025 году очередных издательских, справочно-библиографических, выставочных и других проектов, в частности, о готовящемся сборнике работ О.И. Скороходовой, основу которого составят ранее не публиковавшиеся исследования «О некоторых особенностях слепоглухонемых» и «Восприятие и понимание реальной действительности слепоглухими».

1
2 (3)
3 (3)
Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52