Приложение 4.
Методика оценки повседневных житейских навыков
Цель проведения методики. Методика предназначена для оценки сформированности прикладных (практических) повседневных житейских навыков, обусловливающих самостоятельность ребенка с НОДА в повседневной жизни и его бытовую независимость.
Возрастной диапазон применения – дети и подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста и старше.
Процедура проведения и регистрации результатов.
Оценивание осуществляется экспертной группой в составе учителя, специалистов сопровождения с привлечением родителей ребенка (коллегиальная экспертная оценка), в том числе на основе наблюдения за ребенком в рутинных бытовых ситуациях (в школе, на прогулке, во время внешкольных мероприятий и др.). Привлечение родителей обязательно для понимания уровня сформированности хозяйственно-бытовых, финансовых навыков и др.
Каждый навык оценивается по специально разработанной двухмерной семибалльной шкале (от 0 до 6 баллов), в основе которой лежат две основные характеристики: уровень сформированности навыка и степень самостоятельности ребенка при его реализации. Самостоятельность понимается как отсутствие или наличие потребности в помощи с учетом ее вида и объема. Каждая характеристика представлена на четырех уровнях.
Диагностика не предусматривает жесткой регламентации процедуры. Сама процедура представляет собой выбор ответа, который в наибольшей степени характеризует сформированность конкретного навыка у ребенка. Время заполнения анкеты не ограничивается, так как требует хорошего знания особенностей ребенка, наблюдения за ним в разных жизненных ситуациях и беседы с родителями.
Важным критерием, который фиксируется в процессе диагностики, является наличие у ребенка объективных ограничений, непосредственно влияющих на результат. Эта характеристика указывается отдельно по каждому навыку в специальной графе без оценивания в баллах с помощью кодировки (А – двигательные ограничения, В – интеллектуальная недостаточность, С – мотивационная недостаточность, D – необученность).
Возрастных нормативов в рамках предлагаемой методики не предусмотрено. Предполагается, что у ребенка с НОДА без выраженных нарушений моторного и интеллектуального развития к окончанию младшей школы все перечисленные навыки могут быть сформированы на достаточном уровне.
Интерпретация результатов применения методики предполагает уровневую дифференциацию сформированности повседневных житейских навыков у школьников с НОДА.
Высокий уровень – ребенок полностью самостоятелен, владеет всеми необходимыми навыками и умениями (215-240 баллов).
Достаточный уровень – ребенок владеет необходимыми навыками и умениями для успешной социально-бытовой адаптации, в некоторых случаях ему необходима незначительная помощь (171-214 баллов).
Недостаточный уровень – повседневные житейские навыки сформированы недостаточно, ребенок нуждается в посторонней помощи и сопровождении (86-170 баллов).
Низкий уровень – повседневные житейские навыки не сформированы, ребенок несамостоятелен, полностью зависим он посторонней помощи и сопровождения (0-85 баллов).
Представленные показатели уровня сформированности повседневных житейских навыков в баллах являются ориентировочными и могут колебаться в связи с большим количеством и разнообразием оцениваемых позиций. Важными параметрами для анализа являются потребность в посторонней помощи и характер ограничений, препятствующих формированию навыков.
Для регистрации результатов разработана анкета.
С точки зрения удобства и простоты обработки результатов при применении методики на большой выборке обследуемых целесообразно использование гугл-формы.
Анкета оценки сформированности повседневных житейских навыков обучающихся с НОДА
Инструкция по заполнению:
- В анкете указаны повседневные житейские навыки, которыми должен овладеть ребенок в младшем школьном возрасте. При заполнении анкеты нужно выбрать утверждение, которое наиболее точно отражает возможность выполнения ребенком указанного навыка или действия на сегодняшний момент (указаны по горизонтали) и соотнести его со степенью самостоятельности ребенка при выполнении данного навыка (указано по вертикали).
- При затруднении с выбором варианта ответа необходимо выбрать то утверждение, которое является наиболее вероятным с Вашей точки зрения.
- В графе «Характер трудностей» с помощью буквенного обозначения необходимо указать объективные ограничения, имеющиеся у ребенка, которые, по Вашему мнению, непосредственно влияют на результат при выполнении навыка (действия):
А – двигательные ограничения,
В – интеллектуальная недостаточность,
С – мотивационная недостаточность,
D – необученность.
- В случае, если некоторые утверждения покажутся Вам не совсем корректными относительно Вашего ребенка или ученика, просьба отнестись к этому с пониманием, так как анкета универсальная, она предназначена для разных категорий детей с двигательными нарушениями.
Образец:
ФИО ребенка __________________________________________
Возраст: _______________________ Класс: _________________________
Уровень сформированности навыка | Степень самостоятельности | ||||||||
Все операции выполняются самостоятельно | Операции выполняются с помощью вспомогательных средств и / или с незначительной помощью | Выполнение возможно только с массивной помощью | |||||||
Навыки собственного жизнеобеспечения | |||||||||
1 | Навыки ухода за собой | все операции выполняет в полном объеме при удовлетворительном качестве (следит за чистотой тела, моет голову, насухо вытирается, сушит волосы феном, причесывается, ухаживает за ногтями) | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняет, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | х | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
2 | Знает и понимает время, может определить время на циферблате | навык сформирован | 6 | 5 | х | х | |||
знает и понимает время, определить время может только на электронном или простом циферблате | 5 | 4 | х | х | |||||
во времени ориентируется, самостоятельно время определить по часам не может | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
3 | Может пользоваться будильником | навык сформирован | 6 | 5 | х | х | |||
встает по будильнику, выключает его, самостоятельно установить не может | 5 | 4 | х | х | |||||
понимает значение звонка будильника, реагирует на него, установить и выключить не может | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
4 | Может самостоятельно принимать лекарства в соответствии с инструкцией взрослого | навык сформирован | 6 | 5 | х | х | |||
требуется напоминание | 5 | 4 | х | х | |||||
необходим контроль со стороны взрослого | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
5 | Знает и соблюдает основные правила безопасного поведения дома | знает и осознанно соблюдает | 6 | 5 | х | х | |||
владеет формальными знаниями , правила соблюдает при напоминании | 5 | 4 | х | х | |||||
имеет несистематизированные представления об опасном и безопасном поведении | 3 | 2 | 1 | х | |||||
не знает | х | х | х | 0 | |||||
6 | Осознает опасность вредных привычек | осознанно реагирует в ситуациях, когда сталкивается с вредными привычками | 6 | 5 | х | х | |||
владеет формальными знаниями о вредных привычках и их опасности | 5 | 4 | х | х | |||||
имеет несистематизированные представления, отрывочные знания о вредных привычках | 3 | 2 | 1 | х | |||||
не осознает | х | х | х | 0 | |||||
7 | Может обратиться за помощью в случае необходимости | навык сформирован | 6 | 5 | х | х | |||
навык сформирован, но ребенок стесняется, испытывает затруднения | 5 | 4 | 3 | х | |||||
не может однозначно сформулировать свою потребность | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
8 | Сам(а) готовится ко сну | все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняются, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | х | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не занимался данным видом деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
9 | Может сам(а) собраться утром в школу | все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняются, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | 3 | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не занимался данным видом деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
Хозяйственные навыки | |||||||||
10 |
Накрывает на стол и убирает со стола |
все операции выполняет в полном объеме при удовлетворительном качестве (правильно определяет необходимые столовые приборы в зависимости от вида пищи и кол-ва человек за столом) | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняет, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | х | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не пробовал данный вид деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
11 | Умеет пользоваться простой бытовой техникой для кухни (чайник, микроволновая печь) | все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве и соблюдении мер безопасности | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняются, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | 3 | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции, не соблюдает меры безопасности | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не пробовал данный вид деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
12 | Может приготовить простые блюда, пользуясь рецептом | все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве и соблюдении мер безопасности | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняются, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | 3 | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции, не соблюдает меры безопасности | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не пробовал данный вид деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
13 | Может постирать свои вещи (простая стирка) | все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняются, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | 3 | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не пробовал данный вид деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
14 | Может пришить пуговицу, зашить небольшую дырочку на одежде | все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняются, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | 3 | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не занимался данным видом деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
15 | Знает назначение простых инструментов (молоток, отвертка), может ими пользоваться | знает названия, имеет представление о простых инструментах, имеет опыт совершения простых операций с этими инструментами | 6 | 5 | х | х | |||
знает названия и имеет представление о сфере применения простых инструментов | 5 | 4 | 3 | х | |||||
знает названия простых инструментов, но не имеет реального представления об их назначении | 3 | 2 | 1 | х | |||||
не знает названия и не имеет представления о назначении простых инструментов | х | х | х | 0 | |||||
16 | Сам(а) наводит порядок в своей комнате | все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняются, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | 3 | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не занимался данным видом деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
17 | Самостоятельно заправляет постель | все операции выполняются в полном объеме при удовлетворительном качестве | 6 | 5 | х | х | |||
все операции выполняются, но за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | 3 | х | |||||
выполняются только отдельные простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не занимался данным видом деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
18 | Содержит в порядке свой письменный стол | навык сформирован в полном объеме | 6 | 5 | х | х | |||
навык сформирован, но требуется постоянные напоминания | 5 | 4 | х | х | |||||
навык сформирован частично | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
19 | Самостоятельно выбирает себе одежду, сам(а) формирует свой образ | навык полностью сформирован, выбирает одежду по погоде, имеет определенные предпочтения в одежде, которые в целом соответствуют общепринятым для окружения ребенка эстетическим нормам, при необходимости обращается за советом | 6 | 5 | х | х | |||
имеет собственные предпочтения в одежде, выбор одежды не всегда соответствует ситуации или общепринятым эстетическим нормам | 5 | 4 | х | х | |||||
выражает отдельные предпочтения, не учитывает актуальную ситуацию или общепринятые эстетические нормы | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не занимался данным видом деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
20 | Самостоятельно ухаживает за своей обувью | навык сформирован | 6 | 5 | х | х | |||
навык сформирован, то требует больших затрат времени или страдает качество | 5 | 4 | х | х | |||||
навык сформирован частично | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык полностью отсутствует / ребенок никогда не занимался данным видом деятельности |
х | х | х | 0 | |||||
Информационная и технологическая грамотность | |||||||||
21 | Умеет пользоваться мобильным телефоном | в полном объеме использует все основные возможности гаджета | 6 | 5 | х | х | |||
пользуется телефоном, но испытывает выраженные затруднения при выполнении сложных операций (сохранение контакта, смена простых настроек) | 5 | 4 | 3 | х | |||||
может ответить на звонок и сделать простой вызов по знакомому номеру | 3 | 2 | 1 | х | |||||
не может пользоваться телефоном | х | х | х | 0 | |||||
22 | При необходимости может сделать звонок для вызова экстренных служб | выполнение доступно | 6 | 5 | х | х | |||
выполнение доступно с определенными затруднениями (например, трудности формулировки проблемы, указания точного адреса и т.д.) | 5 | 4 | 3 | х | |||||
доступна техническая сторона навыка, содержательно навык не может быть реализован | 3 | 2 | 1 | х | |||||
выполнение не доступно | х | х | х | 0 | |||||
23 | Использует смартфон, и другие гаджеты для общения в социальных сетях | активно и регулярно использует для общения социальные сети и мессенджеры | 6 | 5 | х | х | |||
имеет аккаунт(ы) социальных сетях, но пользуется от случая к случаю | 5 | 4 | х | х | |||||
доступны отдельные элементы навыка | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
24 | Умеет пользоваться персональным компьютером | в полном объеме использует все основные возможности ПК | 6 | 5 | х | х | |||
использует основные функции компьютера, может набрать и распечатать текст, сделать презентацию, но это требует больших затрат времени, страдает качество | 5 | 4 | 3 | х | |||||
выполняет только самые простые операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
не умеет пользоваться компьютером | х | х | х | 0 | |||||
25 | Понимает возможности сети интернет и может использовать их для поиска информации | навык сформирован в полном объеме | 6 | 5 | х | х | |||
навык сформирован недостаточно, но результат достигается | 5 | 4 | 3 | х | |||||
может выполнить отдельные операции, результат не достигается | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
Бытовые финансовые навыки | |||||||||
26 | Знает денежные купюры, монеты | понимает значение денег, знает все купюры и монеты, легко ориентируется в них, может заранее посчитать сдачу | 6 | 5 | х | х | |||
понимает значение денег, знает купюры и монеты, но иногда ошибается | 5 | 4 | х | х | |||||
знает отдельные купюры и монеты, не до конца понимает значение денег | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
27 | Может участвовать совместно с родителями в планировании покупок | может внести конкретные предложения и четко сформулировать свои пожелания на 2-3 дня вперед с учетом представлений о пользе и вреде некоторых продуктов | 6 | 5 | х | х | |||
может предложить отдельные позиции в список с учетом собственных предпочтений | 5 | 4 | х | х | |||||
может предложить позиции, связанные со своим ситуативными пожеланиями или всегда просит купить одно и тоже | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
28 | Может самостоятельно совершать простые покупки в магазине за наличный расчет | навык сформирован в полном объеме | 6 | 5 | х | х | |||
может совершить покупку, но за более длительное время, чувствует себя неуверенно | 5 | 4 | х | х | |||||
доступны только отдельные операции | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
Навыки проведения досуга | |||||||||
29 | Умеет организовать свое свободное время | навык сформирован, в любой обстановке может организовать свое время | 6 | 5 | х | х | |||
навык сформирован частично, может организовать свое свободное время только в привычной обстановке | 5 | 4 | х | х | |||||
навык сформирован недостаточно, нуждается в компаньоне | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует | х | х | х | 0 | |||||
30 | Имеет хобби, увлечение | имеет хобби / увлечение, проявляет к нему стойкий интерес в течение длительного время | 6 | 5 | х | х | |||
кратковременно увлекается чем-либо, быстро пресыщается | 5 | 4 | х | х | |||||
может по примеру друзей или одноклассников выбрать какой-либо вид деятельности, но относится к нему формально | 3 | 2 | 1 | х | |||||
не имеет хобби / увлечение | х | х | х | 0 | |||||
31 | Посещает один или несколько кружков, спортивных секций | охотно посещает два и более кружка (секции) в разных сферах (спорт / искусство/ обучение) вне образовательной организации | 6 | х | х | х | |||
посещает кружок / секцию / доп. занятия в образовательной организации или вне ее | 5 | х | х | х | |||||
без особого интереса посещает кружок / секцию / доп. занятия в образовательной организации | 3 | х | х | х | |||||
не посещает кружки и секции | х | х | х | 0 | |||||
Навыки передвижения вне дома | |||||||||
32 | Ориентируется в своем дворе, на даче | навык сформирован | 6 | 5 | х | х | |||
навык сформирован с незначительными ограничениями | 5 | 4 | х | х | |||||
навык сформирован недостаточно | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык не сформирован, требуется постоянное сопровождение | х | х | х | 0 | |||||
33 | Знает правила поведения пешехода | знает и выполняет все основные правила | 6 | 5 | х | х | |||
знает правила, но не всегда готов их выполнять | 5 | 4 | х | х | |||||
недостаточно понимает и выполняет правила поведения | 3 | 2 | 1 | х | |||||
не знает и не выполняет | х | х | х | 0 | |||||
34 | Знает простые маршруты, может самостоятельно передвигаться в своем населенном пункте | навык сформирован в необходимом объеме | 6 | 5 | х | х | |||
навык доступен, но ребенок никогда не передвигается по населенному пункту самостоятельно | 5 | 4 | х | х | |||||
навык сформирован недостаточно | 3 | 2 | 1 | х | |||||
навык отсутствует, требуется постоянное сопровождение | х | х | х | 0 | |||||
35 | Соблюдает правила посещения общественных мест (транспорт, кинотеатр, театр, музей) | знает и соблюдает все основные правила | 6 | 5 | х | х | |||
знает правила, но не всегда их выполняет | 5 | 4 | х | х | |||||
недостаточно понимает и выполняет правила поведения | 3 | 2 | 1 | х | |||||
не знает и не выполняет | х | х | х | 0 | |||||
Школьные навыки | |||||||||||||||
36 | Самостоятельно собирает портфель | навык сформирован | 6 | 5 | х | х | |||||||||
навык сформирован, но результат достигается за более длительное время, с преодолением затруднений или страдает качество | 5 | 4 | х | х | |||||||||||
навык сформирован недостаточно | 3 | 2 | 1 | х | |||||||||||
навык не сформирован | х | х | х | 0 | |||||||||||
37 | Самостоятельно готовится к уроку | навык сформирован в полном объеме | 6 | 5 | х | х | |||||||||
навык сформирован, но иногда забывает подготовить какие-либо специальные принадлежности | 5 | 4 | х | х | |||||||||||
навык сформирован недостаточно | 3 | 2 | 1 | х | |||||||||||
навык не сформирован | х | х | х | 0 | |||||||||||
38 | Соблюдает правила поведения на уроке | соблюдает все правила, поведение соответствует социальным нормативам | 6 | 5 | х | х | |||||||||
навык в целом сформирован, возможны отдельные проявления нежелательного поведения | 5 | 4 | х | х | |||||||||||
навык сформирован недостаточно | 3 | 2 | 1 | х | |||||||||||
навык не сформирован, требуется постоянный внешний контроль | х | х | х | 0 | |||||||||||
39 | Ориентируется в здании школы | легко и уверенно ориентируется в пространстве школы | 6 | 5 | х | х | |||||||||
ориентируется в пространстве школы, при нестандартных ситуациях может испытывать затруднения | 5 | 4 | х | х | |||||||||||
навык сформирован недостаточно | 3 | 2 | 1 | х | |||||||||||
навык не сформирован, требуется постоянное сопровождение | х | х | х | х | |||||||||||
40 | Умеет пользоваться всеми школьно-письменными принадлежностями | правильно использует основные школьные принадлежности | 6 | 5 | х | х | |||||||||
умеет пользоваться основными школьными принадлежностями, испытывает трудности из-за нарушений моторики | 5 | 4 | 3 | х | |||||||||||
требуются вспомогательные средства или ассистивные технологии | 3 | 2 | 1 | х | |||||||||||
не понимает назначение школьных принадлежностей | х | х | х | 0 | |||||||||||
Примечания | 1. | ||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
Характер трудностей | |||||||||||||||
Двигательные ограничения | А | ||||||||||||||
Интеллектуальная недостаточность | В | ||||||||||||||
Мотивационная недостаточность | С | ||||||||||||||
Необученность | D |