ОСОБЕННОСТИ КВАРТИРНИКА

Особенностью данного проекта является ряд ключевых позиций, отличных от имеющихся форм взаимопомощи родителей.

Семья (родитель или близкий взрослый и ребенок) приходит в гости к другому ребенку. Обычно, когда они собираются на занятие в центр или к частному специалисту, на групповое или индивидуальное занятие, то чаще взрослый настраивает ребенка таким образом: «Сейчас мы идем к Ольге Петровне (или к тете Оле) и будем там заниматься», т.е. ориентир делается на взрослого.  У квартирника, мы наблюдаем иную картину. Взрослый так же предлагает идти, но уже в гости к Саше или к Пете. Это, как поход именно в гости к другу, а не к специалисту. В эмоциональном плане квартирник становится более ярким и значимым событием для ребенка. Друг Саша или Петя тоже общаются звуками или жестами, они тоже плохо держат ложку и ходят в туалет на горшок. В данном случае у ребенка больше реперных точек, которые будут ему опорой в общении.

Родители, участники квартирника иногда могут приглашать значимых специалистов, ориентируясь на собственные потребности. Им важна оценка специалиста, им важны его рекомендации, потому что это дает возможность развиваться и продвигаться в развитии вместе с ребенком. С другой стороны, квартирники, организованные самими родителями по принципу «равный равному», дают огромный простор для проявления инициативы, обсуждения наболевших проблем в кругу таких же родителей, создают атмосферу эмоциональной поддержки.

Еще одним явным преимуществом квартирника является минимизация расстояния и экономия временного ресурса. Родители в центре иногда делятся переживаниями о необходимости проведения дневного сна ребенка в машине, в пробке. Поскольку дети посещают группы кратковременного пребывания или полноценные группы в детских садах, то семьям приходится состыковывать расписание работы всех образовательных центров, которые надо посетить. А они порой находятся в разных районах. Квартирник позволяет экономить и на расстоянии и во времени. Еще важный момент: образовательные центры имеют стабильное расписание (определенный день и время). В этом плане квартирник имеет более гибкую систему. Родители созваниваются и определяют удобный для всех день и время, и если получится, что у нескольких семей возникли непредвиденные ситуации, встречу можно переназначить.

Родители, дети и специалисты - равноправные участники процесса. Если вспомнить обычные групповые занятия, то чаще всего родители исполняют роль ассистента, и располагаются за спиной у ребенка, либо родителя просят подождать ребенка в другом помещении (холл). На квартирнике и родители, и дети, и специалисты равные участники и получают одинаковое удовольствие от совместной деятельности. В роли ведущего игры выступает сначала педагог, затем он делегирует свои функции другому участнику. Бывает так, что сами родители договариваются о чередовании роли ведущего и составляют расписание собственной активности в той или иной деятельности.  Такой способ общения возможен в каких-то творческих мастерских или студиях (гончарной, художественной, танцевальной), но точно не в образовательных центрах. Происходит экономия родительских сил. Специалист может провести мастер-класс для обучения какой-то технологии или проконсультировать, а уже в последующие встречи родители и дети справляются самостоятельно.

Ситуация сепарации происходит в очень комфортной и мягкой обстановке, постепенно. Опять же, если у родителя и ребенка очень тесная взаимосвязь, то сепарация происходит очень болезненно: ребенок часто плачет, не может сосредоточиться на специалисте, родитель за дверью с телефоном наготове, чтоб в случае сигнала педагога быстро оказаться перед ребенком и снизить интенсивность его переживаний. На квартирнике обстоит все несколько иначе: родители и дети вместе играли в подвижную игру, дальше все переключились на сказку, один родитель вышел за телефоном, но тут же вернулся, ребенок не успел забеспокоиться, кто-то отошел поправить мокрые шапки в сушилке, но рядом с ребенком остались другие взрослые и дети. Ситуация сепарации происходит в очень комфортной и мягкой обстановке, постепенно.

Не всегда есть возможность пригласить стороннего специалиста для тренинга или мастер-класса, но у каждого человека есть собственные таланты, в которых он успешен. У родителей, в рамках квартирника есть возможность реализовать собственные индивидуальные таланты, что очевидно, послужит поддержкой их родительской компетенции. Например, один взрослый умеет играть на гитаре и петь – благодаря его таланту все участники квартирника смогут в течение 20-25 минут петь свои любимые песни под звуки гитары. Другой родитель любит подвижные игры и знает их огромное множество – значит, все участники квартирника в течение 30 минут будут прыгать, бегать, совершать действия согласно сценарию предложенной игры. Талантом другого родителя может быть кулинария – значит, примерно 30 минут от общего времени все участники квартирника будут учиться печь блины или резать салат. Таким образом, каждый взрослый может выступать в роли ведущего и транслировать свои знания, которые востребованы в данном кругу людей.

В квартирнике могут принимать участие все желающие члены семей. Очень часто наблюдаю картину, когда семья (например, мать и двое детей) приезжают вместе на занятие, участником которого является только один ребенок. Матери не с кем оставить второго малыша дома, и она вынуждена ехать с двумя детьми. Одного ребенка забирают на занятие, а другой ребенок вместе с матерью сидит на диване в холе с книгой, с альбомом для рисования, или с планшетом. Чаще с планшетом, в этом случае ребенок точно захочет сидеть на руках у матери и не убежит. А вот в квартирнике участвуют все вместе. Те проекты, которые довелось наблюдать, допускают участие всех детей семьи.  Например, организующая и встречающая семья,  многодетная – старшие дети помогают матери с организацией игр: подбирают атрибуты, готовят стульчики и столы, подбирают игрушки, помогают младшим в процессе игр. Приезжающие семьи заранее договариваются о том, какие виды деятельности планируются, привозят с собой игры, продукты для обеда, какие-то дополнительные атрибуты для игр, музыкальные инструменты, кто-то из детей приклеивает малярный скотч на пол, кто-то из взрослых приклеивает схематические изображения на дверь туалетной комнаты и гардероба. Это живой процесс, в котором принимают участие братья и сестры, как с типичным развитием, так и с особенностями в развитии. И что еще является важным, матери не отделяют обычных детей от детей с особенностями: нет ревности, есть понимание, есть разворачивающийся диалог даже не только в диаде (взрослый - ребенок), а между множеством участников встречи.

Предлагаемые для обзора примеры лишь малая часть того, что реализуют родители. Содержательное наполнение квартирников очень разнообразно. Родители опираются на собственные интересы, возможности и интересы детей. Они тщательно обдумывают, какие навыки могут быть полезны ребенку, и смело обучают им. Главное определиться с целями.

Два квартирника, на которых нам довелось присутствовать, проходили в прекрасной доброжелательной обстановке. Родители давали возможность детям перемещаться в комнате, отвлекаться от основных участников в случае усталости, а затем аккуратно и мягко их возвращали к основным действиям. Родители не делали детям замечаний, не было сдерживания физической активности детей. Очень теплая, дружелюбная и спокойная атмосфера. Наблюдая за своим ребенком во время обеда, свободной игры, приготовления салата, во время игры с другими детьми и взрослыми, родитель учится доверять ему. Он видит, как другой взрослый может играть с его ребенком, как они смеются, как совершают совместные действия, и это все вселяет уверенность, снимает тревогу у родителя.  Ценность квартирника именно в том, что он оказывает мощнейшую психологическую поддержку всем участникам процесса. Также он является прекрасной формой социальной адаптации и социализации детей с ОВЗ, дополняющей общепринятые занятия.