Дневник директора
Соловьева
Татьяна Александровна
Доктор педагогических наук, профессор РАО, член-корреспондент РАО,
является директором ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
5 апреля 2024
г. Светлогорск
Конференц-зал «Панорамный»
5 апреля между Калининградской областью и Институтом коррекционной педагогики было подписано соглашение о сотрудничестве. Это дает возможность организовать обмен опытом между ИКП и образовательными организациями региона, реализовывать совместные проекты и научные исследования.
В Калининградской области сложилась собственная система специального образования, направленная как на развитие инклюзии, так и на сохранение, строительство и открытие новых специальных коррекционных школ. Региональный опыт, с которым мне удалось познакомиться в рамках конференции «Актуальные вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья», показал, что успех будущей самостоятельной жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья напрямую связан с содержанием его образования, а не с формой реализации данного содержания.
26 марта 2024
г. Москва
Российская академия наук
В Москве прошло совместное заседание президиума Российской академии наук и президиума Российской академии образования. На повестку дня были вынесены вопросы образования и здоровья детей и молодежи. Среди них были вопросы, находящиеся в фокусе внимания научного дефектологического сообщества.
Системообразующим предложением, на мой взгляд, является опора на результаты фундаментальных научных исследований в принятии решений о развитии инклюзивного образования в современной системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
12 – 13 марта 2024
г. Москва
Международная выставка-форум Россия на ВДНХ
Это событие, которое мы ждали почти 30 лет. Все достижения дефектологии как науки, все фундаментальные и прикладные разработки великих ученых -дефектологов - это результат совместной деятельности исследователей и практиков: учителей, психологов, дефектологов коррекционных школ.
Было приятно видеть так много коллег-профессионалов, преданных своему делу и готовых делиться своими идеями и знаниями. Благодаря нашему единству и сотрудничеству мы можем добиться еще больших успехов в обеспечении качественного образования для наших особенных детей.
18 – 21 февраля 2024
г. Пятигорск
Центр знаний «Машук»
Впервые с 90-х годов прошлого века Институт коррекционной педагогики совместно с Центром Знаний «Машук», при прямой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации собрал на уникальной образовательной площадке руководителей отдельных образовательных организаций, обучающих детей с нарушением слуха.
Здесь собрались именно те школы и образовательные центры, которые активно участвуют в мероприятиях в рамках реализации государственных направлений развития системы помощи глухим и слабослышащим детям и воспитывающим их семьям. Таким образом, на площадке в г. Пятигорске собрались флагманы специального образования детей с нарушением слуха.
В рамках подписанного договора о сотрудничестве с Центром Знаний «Машук» была достигнута договоренность о проведении подобных обучающих мероприятий для руководителей школ, воспитывающих детей с нарушением зрения и других отдельных образовательных организаций.
Надеюсь, что достижения российской сурдопедагогики, сложившиеся уникальные традиции обучения языку, развития речи, слухоречевой реабилитации подтвердят свою востребованность в практике, а сотрудники ИКП смогут получить обратную связь и актуализировать результаты своих исследований. Представители образовательных организаций, помимо новой актуальной информации, получат уверенность в надежности сотрудничества с Институтом как с научно-методическим центром.
25 января 2024
г. Москва
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Задача любой рабочей группы не только обсуждение имеющихся проблем и, исходя из них, формулировка новых задач, но и поиск оптимальных решений, способствующих развитию сотрудничества между государственными и негосударственными организациями, в числе которых общественные родительские организации, ассоциации людей с инвалидностью.
На Заседании рабочей группы Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, на мой взгляд, удалось достигнуть взаимопонимания в процессе честного, открытого разговора по самым сложным вопросам. Среди таких вопросов: использование русского жестового языка в системе в обучения детей с нарушениями слуха, медицина в школе, инклюзивное обучение и квалификация педагогических работников, сопровождающих детей с особыми образовательными потребностями.
Важно, что сотрудники Института коррекционной педагогики вовлечены в решение всех названных проблем, информированы об инициативах коллег из общественных организаций и зачастую принимают участие в реализации таких инициатив. Сегодня ИКП сохраняет флагманские позиции в научном поле, обеспечивая практическим работникам право первенства в вопросах ежедневной помощи детям с ОВЗ, с инвалидностью.
09 ноября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
Уже пятый раз проходит Съезд дефектологов в России. И каждый как вновь. Мы радуемся встрече друг с другом, испытываем истинное ощущение счастья от возможности общения на профессиональном языке и возможности профессиональной поддержки, сотрудничества. Мир исследователей и практиков в области дефектологии не такой широкий. Еще меньше тех, кто, приходя в эту профессию, остается в ней на долгие годы; тех, кто готов ежедневно жертвовать своими интересами, а порой и интересами своих близких, ради помощи чужому ребенку с проблемами развития. Замечательная все-таки традиция – собираться раз в два года на Всероссийский съезд дефектологов!
08 ноября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
В течение двух дней проходили торжественные мероприятия, посвященные юбилею Института. Поздравления и пожелания от представителей федеральных и региональных органов государственной власти, политических и общественных деятелей напомнили об особой роли ИКП как в истории, так и в современности. А я представляла себе лица своих наставников и учителей. Как бы они отнеслись к праздничной суете вокруг 100-летия Института? Думаю, по-разному. Но что точно бы одобрили, так это возрождение исторической справедливости в отношении наших основателей, отказ от монополии на верность научных суждений, возвращение наконец, спустя почти 30-летний период, на путь глубокого уважения к собственному и чужому научному труду.
24 октября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
Наследие советских ученых-дефектологов - фундамент развития специального и инклюзивного образования в Российской Федерации и в Республике Беларусь. Несмотря на различия в терминологии, организационных моделях и формах, ценностные и смысловые компоненты коррекционно-развивающего обучения и воспитания остаются едиными. Сотрудничество Института с научным и педагогическим сообществом Республики Беларусь - уникальная возможность сохранения и развития профильных научно-педагогических школ
23 октября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
Стабильно высокий интерес участников и слушателей к ставшей уже традиционной конференции "Семья особого ребенка" вполне объясним. На одной площадке собираются разные по профессиональной принадлежности, роду деятельности, взглядам и убеждениям как специалисты, так и сами родители. Возможность прямого диалога, честного разговора о проблемах как задачах совместной деятельности сближает оппонентов, способствуя формированию целевых групп разработчиков, администраторов, междисциплинарных проектных команд.
11 октября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
Встреча с коллегами из дружественных стран - значимое событие. Встреча со специалистами из Республики Беларусь позволила еще раз убедиться в общности наших взглядов на неограниченные возможности детей в обучении и развитии при условии, что такое обучение будет коррекционно-развивающим. Инклюзивное образование скорее подтверждает данный тезис, чем опровергает его
5 октября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
Так уж сложилось, что у меня возникало смешанное чувство, когда говорили о конкурсе профессионального мастерства учителей-дефектологов и учителей-логопедов. Зачем дефектологам конкурсы, когда каждый из них уже представитель педагогической элиты? Демонстрировать быстрый результат в эффектной обстановке – это не «наш метод». Учителя-дефектологи работают и за столом, и на ковре, и дома, и в больнице. Они там, где нужны. Их повседневный труд может слабо соотноситься с классической классно-урочной системой.
Однако в 2023 году, в год педагога и наставника в России, финалисты конкурса «Учитель-дефектолог года» доказали важность такого мероприятия. В рамках круглого стола на Форуме классных руководителей они блестяще, практически виртуозно, отвечали на вопросы, которые ставят в тупик многих экспертов. Все присутствующие очно и онлайн зрители получили возможность убедиться: российские дефектологи – педагогический отряд специального назначения, опора государственной системы помощи, в том числе инклюзивного образования
28 сентября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
Подготовка и представление диссертационного исследования – сложный, длительный процесс. Блестящая защита талантливого соискателя скрывает за собой годы кропотливого труда, неоднократной доработки и переработки текста. Немногие готовы пройти этот тернистый путь до конца. Но тот, кто справился с самим собой и не сошел с «дистанции», когда так этого хочется, по праву становится частью научного сообщества. Сегодня это право заслужила Ольга Геннадьевна Болдинова
28 сентября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
Дефицит научно-педагогический кадров - серьезная отраслевая проблема дефектологии. Институт коррекционной педагогики создает условия для поддержки начинающих и уже состоявшихся исследователей. Вручение сегодня дипломов кандидата психологических наук, доктора психологических наук и доктора педагогических наук молодым ученым - важное событие не только для Института, но и для всего профессионального сообщества дефектологов России
11 сентября 2023
г. Москва
ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"
О конкурсе молодых исследователей.
Главная задача Конкурса - поиск среди молодых специалистов единомышленников, готовых и способных сохранить и передать культуру научного труда, сложившуюся в Институте. Традиция приобщения к науке начинающих исследователей через погружение в жизнь лабораторий, особый уклад общения и сотрудничества сохраняет свою актуальность и сегодня, в век цифровых технологий. Пожалуй, важнейшая наша роль - тех, кто сегодня отвечает за будущее Института, - поддержать зарождающиеся научные интересы и помочь воплотить их в жизнь"
5 сентября 2023
Республика Башкортостан
г. Бирск
ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР
*партнер ИКП
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи во всех смыслах уникальная по своим возможностям общеобразовательная организация. Именно здесь дети, не владеющие до начала обучения смысловой и произносительной стороной речи, получают шанс на полноценную жизнь и качественное образование. И никакая отдельная логопедическая служба в типовой массовой школе не сравнится с продуманным структурированным пространствам, где каждое событие жизни ребенка и взрослого наполнено смыслом.
Знание особых образовательных потребностей детей с проблемами речи, понимание причин и механизмов, возникающих у них трудностей обеспечили руководителю и педагогическому коллективу государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» успех в реализации Федерального проекта по реализации мероприятий направленных на модернизацию школьных систем образования, благодаря которому для ребят оборудованы новые классы, установлен 3Д принтер и Умный пол, открыт Центр детских инициатив, шахматная гостиная, зона WI-FI, обновлена школьная столовая.
5 сентября 2023
Республика Башкортостан
г. Уфа
ГБОУ УКШИ № 13 для обучающихся с НОДА
*партнер ИКП
Специалисты прекрасно понимают, что каждый вложенный рубль в коррекционную школу окупится во сто крат. Здесь не развлекают и помогают, а учат и формируют. Качественное специальное образование ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата – старт в самостоятельную активную жизнь, уникальная возможность преодоления и компенсации. Благодаря Федеральному проекту по реализации мероприятий направленных на модернизацию школьных систем образования дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут посещать одну из лучших, современных школ в Республике Башкортостан.