01.11.2019

Конференция «Семья особого ребенка»

В Москве состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Семья особого ребенка». 

31 октября 2019 года в Москве на площадках Российской академии образования и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» состоялась I Всероссийская научно-практическая Конференция с международным участием «Семья особого ребенка».

Организаторами Конференции выступили Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

В работе конференции приняли участие 380 человек из 38 субъектов Российской Федерации, приглашенные специалисты из Молдовы и Республики Беларусь.

Проблемное поле Конференции составили исследования семьи и ближайшего окружения ребенка с различными ограничениями в состоянии здоровья; технологии помощи и сопровождения семьи ребенка с различными ограничениями в состоянии здоровья в системе ранней помощи, дошкольного образования, педиатрической практики, в рамках работы СО НКО, общественных благотворительных организаций.

С приветственным словом к участникам конференции обратились Юлия Михайловна Сачко, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ, и Татьяна Александровна Соловьева, и.о. директора Института коррекционной педагогики РАО.

Повестка пленарного заседания была представлена двумя докладами: докладом Ю.М. Сачко «Государственная политика в сфере защиты прав детей и их семей в Российской Федерации» и докладом С.Н. Феклистовой, к.пед.н., доцента, заместителя директора Института инклюзивного образования Белорусского педагогического университета им. Максима Танка, «Ресурсное обеспечение инклюзивных процессов в системе образования Республики Беларусь: роль государства, общества и семьи».

В рамках секционных заседаний конференции были представлены научно-методические подходы, разработанные в ФГБНУ «ИКП РАО» на основе достижений отечественной научной школы коррекционной педагогики и специальной психологии, идеях Л.С. Выготского и его последователей: основные положения эмоционально-смыслового подхода в психологической коррекции РАС и сопровождения семьи ребенка с РАС; сущностные характеристики подхода по предупреждению и коррекции трудностей в общении матери и ребенка первых трех лет жизни; теоретические основы «3П-реабилитации» – подхода к изучению и реабилитации детей после операции по кохлеарной имплантации; принципы педагогического подхода к реабилитации детей после тяжелых повреждений головного мозга и поддержки их семьи; основные положения педагогического подхода к реабилитации недоношенных младенцев и сопровождения их семей в практике педиатрического стационара. Раскрыты методики, программы, технологии и психолого-педагогические инструменты работы специалистов СО НКО и благотворительных общественных организаций по поддержке и сопровождению семьи особого ребенка. Системно и целостно представлен опыт помощи семьям с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью Центра сопровождения семей Фонда «Даунсайд Ап», Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» (г. Москва), Центра помощи незрячим детям НРООРДИЗ «Перспектива» (г. Нижний Новгород).

 

Подводя итоги конференции, ее участники отметили:

-       от ценностных установок семьи, ее позиции, умения взаимодействовать со своим ребенком, от понимания его трудностей, осознания особых образовательных потребностей, умения адекватно представлять себе его образовательные и жизненные перспективы, от способности сотрудничать со специалистами непосредственно зависит развитие ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью, качество его образования и социальной компетентности, способность к самостоятельной и независимой жизни в социуме;

-       в условиях модернизации и реформирования российской системы образования, повышения ее открытости, интеграции общего и специального образования актуализируется роль семьи ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью как субъекта современного образования;

-       однако доминирующая практика образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья основывается преимущественно на профессиональных усилиях профильных специалистов при недостаточном участии семьи ребенка с ОВЗ;

-       современный уровень понимания важнейшей роли семьи в процессах образования, развития и социализации детей с инвалидностью и ОВЗ контрастирует с отсутствием объективных, разноаспектных и дифференцированных представлений о неоднородных и неравнозначных возможностях участия различных семей в процессах воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями;

-       для полноценного участия семей в процессах образования, развития и социализации детей с инвалидностью и ОВЗ, для продуктивного их сотрудничества со специалистами требуется проведение разноаспектных исследований современной семьи ребенка с ОВЗ, изучение опыта и практики социально-ориентированных НКО, благотворительных общественных организаций и добровольческого движения;

-       только на основе получения достоверных научных данных о семьях, воспитывающих детей с инвалидностью и ОВЗ, возможна разработка научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогических работников и психологов образовательных организаций, специалистов ППМС-центров в части работы с семьей и реализации ее воспитательного и коррекционного потенциала;

-       для проведения разноаспектных исследований современной семьи ребенка с ОВЗ, апробации и внедрения разработанных программ, методик и технологий необходимо взаимодействие и сотрудничество не только организаций образования, здравоохранения и социальной защиты населения, но и СО НКО, благотворительных общественных организации и добровольческого движения.

Участники и организаторы встречи отметили несомненную значимость проведенного научного форума и приняли единогласное решение сделать конференцию «Семья особого ребенка» ежегодной.