26.11.2019

Заседание Совета руководителей отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам

26 ноября 2019 года состоялось второе заседание Совета руководителей коррекционных школ.

На нем были рассмотрены следующие вопросы:

  1. организация плавного преемственного перехода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с уровня начального общего образования на ступень основной школы;
  2. обновление материально-технической базы коррекционных школ (в том числе за счет реализации мероприятия Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России И.О. Терехина отметила необходимость создания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья условий при переходе в 5 класс к 1 сентября 2020 г. Для этого разработаны проекты примерных «рабочих» программ первого года общего образования (5 класс) для обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп, которые проходят апробацию в 74 школах из 21 субъекта Российской Федерации.

Куратор группы разработчиков программ, и.о. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» Т.А. Соловьева рассказала о принципах перехода обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования.

Так, обучающиеся по 1 варианту адаптированных программ начального общего образования 1 сентября 2020 года перейдут в основную школу, поскольку получают не пролонгированное образование.

Обучающиеся по 2 варианту адаптированных программ начального общего образования продолжат обучение в начальной школе, поскольку у них пролонгированное начальное образование. Они перейдут на ФГОС основного общего образования 1 сентября 2021 года.

Обучающиеся по 3 и 4 вариантам адаптированных программ начального общего образования заканчивают начальную школу с учетом пролонгированных сроков получения образования, и через 1-2 года продолжат получать образование в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Обучающиеся по адаптированным программам, разработанным в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), продолжают обучение без перехода на ступень основной школы, поскольку их образование безуровневое.

Также Т.А. Соловьева отметила важность активного участия школ в обсуждении результатов апробации программных материалов, сложностей и трудностей реализации рабочих программ в учебном процессе, связанных с новыми профессиональными задачами учителей-дефектологов в преподавании специальных предметов и коррекционных курсов.

Опытом апробации программы для обучающихся с нарушениями слуха поделилась директор ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих» г. Грозный Айшат Висарбековна Хашумова.

Еще одним актуальным вопросом, рассмотренным на заседании Совета, стал вопрос сохранения и развития сети отдельных образовательных организаций (коррекционных школ).

«Несмотря на развитие инклюзивного образования, – отметила И.О. Терехина, – Минпросвещения России четко видит роль и будущее коррекционных школ. Они, как и прежде, будут занимать свою нишу в системе российского образования. Для этого с 2019 года на федеральном уровне реализуется принципиально новый беспрецедентный проект по поддержке коррекционных школ – мероприятие по поддержке образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование».

Елена Александровна Широкова, директор МКОУ «Школа – интернат № 92» г. Нижний Новгород, и исполнительный директор Межрегионального союза дефектологов Георгий Валерьевич Крюков рассказали об успешном опыте реализации этого мероприятия на практике.

Справочно:

В 2019 г. в реализации мероприятия участвует 239 коррекционных школ из 43 субъекта Российской Федерации, в 2020 – 130 коррекционных школ из 81 субъекта.

Всего мероприятием к 2024 г. (году завершения проекта) будет охвачено 909 школ (более половины коррекционных школ Российской Федерации).

Из 29 школ-участников Совета реализует мероприятие 26 школ.

Основным направлением инфраструктурных изменений в коррекционных школах станет введение новых профилей профессионально-трудового обучения. Обучение по этим профилям должно стать предпрофессиональной подготовкой к обучению в колледжах и вузах. Они должны соответствовать тем направлениям, по которым в регионе обучают лиц с ОВЗ, которые впоследствии будут востребованы на рынке труда.

Презентация Терехиной И.О.

Презентация Хашумовой А.В.

Презентация Широковой Е.А.