25.10.2019

В Москве назвали лучшую инклюзивную школу России

В Москве завершил свою работу VI Всероссийский конкурс «Лучшая инклюзивная школа России-2019». Оператором, обеспечившим проведение этого масштабного мероприятия, собравшего представителей 40 образовательных организаций из 31 региона страны, стал Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО).

В первый день состоялось торжественное открытие и проведение конкурсных испытаний среди финалистов. Местом для этих волнующих событий было выбрано уникальное и знаковое – Большой зал Дома Пашкова, который русский поэт Михаил Веневитинов называл «самым изящнейшим зданием во всей России».

С приветственным словом к финалистам конкурса, «группам поддержки» и гостям мероприятия – всего их собралось более 150 человек – обратилась директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Ирина Олеговна Терехина. Она отметила, что в этом году в конкурсе приняли участие 81 организация, к очному этапу было допущено 40 участников в двух номинациях (инклюзивная школа и инклюзивный детский сад). «Нам важно, чтобы инклюзивное образование развивалось системно, - отметила она. - Когда и воспитатель, и педагог, работающий с особым ребенком, знает особенности этих детей, и все они получают поддержку специалистов».

И.О. Терехина напомнила о возможностях программы «Доступная среда», о работе по повышению квалификации педагогов, «потому что от их активности, компетентности и мастерства зависит развитие инклюзивного образования». Она сделала особый акцент на роли конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в распространении и развитии инклюзивного образования в стране. «Сегодня 20 процентов школ и 18 процентов детских садов уже позиционируют себя как инклюзивные, и в этих организациях есть все условия для реализации программ», – сказала она. «Участие в этом году в качестве оператора конкурса Института коррекционной педагогики направлено на поднятие статуса и значимости мероприятия», – заявила И.О.Терехина.

Большую поддержку конкурсу традиционно оказала Общественная палата РФ, от имени которой перед участниками финала выступила глава Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства, заслуженная артистка РФ Диана Гурцкая. «Большое счастье, что у нас в стране есть система сопровождения и социализации особый детей, начиная с детского сада», - сказала она. «У таких детей есть возможность получать хорошее образование, идти вперед и быть хорошими людьми! Наличие такой системы является огромной помощью родителям», – подчеркнула она. Диана Гурцкая поблагодарила всех участников за заботу об учениках коррекционных школ.

Председатель Ассоциация инклюзивных школ Яна Юрьевна Сарбеева также выразила поддержку конкурсу в его работе по трансляции эксклюзивных практик и новаций в сфере инклюзивного образования. «Более 80 школ из 56 регионов России входят сегодня в Ассоциацию, и ее эксперты готовы всегда поделиться своими знаниями и опытом с вами», – сказала она.

Нотку радости и озорства в торжественный и по-взрослому серьезный ход мероприятия привнесли участники Ансамбля жестовой песни Специальной коррекционной школы №52 г. Москвы. Громом аплодисментов конкурсанты встретили песню Феликса Лаубе и Германа Струве «Вот тогда ты пожалеешь, Кулакова» и танцевальные композиции.

В ходе оригинальной жеребьевки (номер участника был спрятан в настоящем золотом орешке), которая проходила отдельно для каждой номинации, были определены участники первой и второй частей конкурсного испытания. Этот волнующий момент проходил под звуки всемирно известной песни «Памяти Карузо», которую блестяще исполнил лауреат международных конкурсов Денис Аврамец.

Затем в течение более чем пяти часов участники финала презентовали проекты и практики инклюзивных школ и детских садов, после чего 20 членов жюри определили по три победителя в каждой номинации.

Кульминацией VI Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2019» стала церемония подведения итогов, награждения и закрытия, которая прошла в Общественной палате РФ. В ней приняли участие Министр просвещения Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильева, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Ирина Олеговна Терехина, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Николаевич Смолин, исполняющая обязанности директора ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева и председатель Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Российской Федерации Диана Гудаевна Гурцкая.

«Труд педагога инклюзивного образования формирует не только личность ребёнка с особыми образовательными потребностями, он распространяется на всех детей, прививая доброту и отзывчивость. В группе, классе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, всегда можно наблюдать картину, как в других раскрываются милосердие, толерантность, внимание к каждому человеку, умение прийти на выручку и другие положительные качества личности», – отметила глава Минпросвещения России.

Говоря о значении конкурса, О.Ю.Васильева подчеркнула, что «это всегда событие, предусматривающее обмен опытом, выявление новых форм работы, лучших практик инклюзивного образования».

В своём выступлении на торжественной церемонии И.О. Терехина добавила, что для многих детей с особыми образовательными потребностями включение в инклюзивную образовательную среду может стать лучшим началом жизненного пути, поэтому важно предоставить им такую возможность.

Победителями в номинации «Лучший инклюзивный детский сад» стали МАДОУ «Детский сад № 7 «Созвездие», г. Чебоксары, Чувашская Республика; МДОУ «Детский сад № 5 СЕРПАНТИН», г. Ростов, Ярославская область и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33», г. Воронеж. А в тройке лучших в номинации «Лучшая инклюзивная школа» - МКОУ «Средняя школа № 3 городского округа г. Михайловка Волгоградской области», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 73», г. Челябинск и МБОУ «Школа № 54», г. Нижний Новгород. Абсолютному победителю в каждой из номинаций были вручены диплом, ценный приз, памятная статуэтка и сертификат на годовую подписку журналов «Дефектология» и «Обучение и воспитание детей с нарушениями развитии». Тройки призеров также получили подарок от Издательского дома «Школьная пресса» в виде годовой и полугодовой подписки на журнал «Дефектология» и «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Вручил их главный редактор журнала «Дефектология», заместитель директора по научной работе, доктор психологических наук, профессор Игорь Александрович Коробейников. Кроме того, все лауреаты получили сертификаты и дипломы. В ходе торжественной церемонии закрытия конкурса участников ожидал ряд и других, не менее приятных сюрпризов, в том числе музыкальные – были исполнены популярные лирические песни, с огромным энтузиазмом воспринятые всеми собравшимися.