08.11.2019

В ИКП РАО состоялась встреча ведущих экспертов по проблемам воспитания, обучения и абилитации лиц с ТМНР

7 ноября 2019 года в Институте коррекционной педагогики РАО прошла первая рабочая встреча членов Экспертного совета по проблемам изучения, воспитания, обучения и сопровождения лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Участников мероприятия приветствовала и.о. директора ИКП РАО Татьяна Александровна Соловьева. Она отметила, что сегодня среди специалистов нет единого мнения по отдельным вопросам психолого-педагогического сопровождения лиц данной категории, а потому существует, как минимум, острая необходимость в уточнении и единообразии понимания разрабатываемого и используемого по отношению к ней терминологического аппарата.

Свою точку зрения на современное состояние системы помощи лицам с ТМНР высказали заведующая лабораторией инклюзивного образования Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ Ирина Юрьевна Левченко, профессор кафедры дошкольной дефектологии  Института детства МПГУ Людмила Адамовна Головчиц, эксперт Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Ирина Владимировна Саломатина, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии МГППУ Татьяна Александровна Басилова, профессор кафедры сурдопедагогики и инклюзивного образования Института детства МПГУ Марина Васильевна Жигорева, главный научный сотрудник ИКП РАО Елена Антоновна Стребелева, заместитель директора по научной работе ИКП РАО Игорь Александрович Коробейников, заведующая кафедрой олигофренопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена Светлана Юрьевна Ильина, доцент кафедры специальной педагогики и инклюзивного образования МГОУ Ольга Валентиновна Шохова и др.

Дистанционно в мероприятии принимали участие директор «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Пскова Андрей Михайлович Царев, директор Института специального образования УрГПУ Ирина Александровна Филатова и зам. директора РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Елена Федоровна Войлокова.

Все участники встречи признали необходимость в выработке единых подходов к определению термина «тяжелые множественные нарушения развития» с учетом всего разнообразия имеющихся у детей нарушений развития, их сочетаний и степени выраженности.

И.Ю. Левченко отметила, что среди детей с множественными нарушениями развития существует обширная группа детей, имеющих выраженные нарушения в двигательной или сенсорной сфере, но имеющих сохранный интеллект и, по существующему определению, они не могут обучаться по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Однако практика показывает, что эти дети также нуждаются в индивидуальном обучении, особенно на начальном этапе, и могут достигать впоследствии хороших образовательных результатов. В свою очередь Т.А. Басилова подчеркнула, что у детей с выраженными сенсорными или двигательными нарушениями определить наличие умственной отсталости возможно только в ходе обучения.

Участники заявили о необходимости как можно более раннего включения детей с ТМНР в образовательное пространство, так как для определения адекватного образовательного маршрута ребенка на этапе поступления в школу требуется длительное диагностическое обучение в дошкольном возрасте. Был поставлен вопрос о надомной психолого-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ТМНР дошкольного возраста, не посещающих образовательные организации.

Активная дискуссия развернулась и при обсуждении проекта профессионального стандарта «Педагог-дефектолог». Участники встречи пришли к выводу о целесообразности выделения отдельной обобщенной трудовой функции для работы с лицами с ТМНР, а специалиста, занимающегося этой деятельностью, предложили назвать «педагог-дефектолог для обучения и воспитания лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития». Подготовка такого специалиста, по мнению экспертов, должна осуществляться в магистратуре по направлению «Специальное дефектологическое образование» с выделением отдельного профиля, а не по профилю «Олигофренопедагогика».