19.10.2019

ИКП РАО провел конференцию по вопросам трудового обучения детей с ОВЗ для сферы АПК

В Краснодарском крае завершила работу Всероссийская конференция по вопросам реализации программ трудового обучения агропромышленной направленности в отдельных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы (17-18 октября 2019 г).

Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования (ИКП РАО).  В конференции приняли участие более 100 представителей образовательной сферы из 39 регионов России – специалисты органов управления образованием, курирующие вопросы образования обучающихся с ОВЗ в регионах, представители коррекционных и инклюзивных школ.

В первый день конференции, который прошел в ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, ее участники работали в рамках пленарного заседания и двух секций.

На пленарном заседании были подняты вопросы государственной политики,  особенностей проектирования программ трудового и профессионально-трудового обучения в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, а также трудового обучения лиц с ОВЗ в контексте подготовки кадров для современного сельскохозяйственного производства. Представители регионов ознакомили участников мероприятия с опытом трудового и профессионально-трудового обучения детей с ОВЗ в учебных заведениях и центрах интеграции Краснодарского и Хабаровского краев, Ленинградской и Ярославской областей.

В своем выступлении «Об особенностях проектирования программ трудового
и профессионально-трудового обучения в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы» и.о. директора ИКП РАО Т.А.Соловьева отметила, что важнейшей задачей при разработке специальных программ было и остается непрерывное образование, раннее выявление склонностей, интересов способностей, профориентация с опорой на качество общего образования.

Она также рассказала об общих особых образовательных потребностях дисциплины «Технология» для учащихся с ОВЗ, заострив внимание на специфике этой предметной области для обучающихся с РАС. «Необходимо предусмотреть возможность индивидуальных предпрофессиональных проб, обратить внимание на возможные трудности усвоения программного материала, связанные с моторной неловкостью большинства учащихся с РАС», - подчеркнула Т.А.Соловьева. Особенности социального развития этой группы требуют индивидуальной работы или работы в небольшой группе, также отметила она.

И.о. директора ИКП РАО предложила провести работу по выбору и трансляции лучших практик реализации образовательных программ по предметной области «Технология» и программ профессионального обучения для обучающихся с умственной отсталостью. Для этого необходимо организовать проведение мониторинга, который завершится знакомством с лучшими практиками реализации эффективных рабочих программ.

В ходе работы секций их участники поделились друг с другом опытом обучения людей с ОВЗ по различным профилям подготовки – от направления «рабочий зеленого хозяйства» до направления «транспорт». Они также обсудили развитие новых компетенций у педагогов, реализующих программы профессионально-трудового обучения лиц с выраженными психофизическими нарушениями, и учебно-методическое обеспечение специальных категорий обучающихся.

18 октября участники и гости мероприятия ознакомились с опытом работы в области профессионально-трудового обучения ГБОУ Краснодарского края «Специальная (коррекционная) школа-интернат» станицы Старолеушковской и ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением».

В завершение работы конференции ее участники выработали рекомендации по дальнейшему развитию и стратегии продвижения трудового обучения детей и взрослых с инвалидностью. В частности, они предложили разработать наиболее востребованные практикой учебно-методические комплекты трудового и профессионально-трудового обучения агропромышленной направленности, повышать квалификацию педагогических работников, реализующих адаптированные образовательные программы агропромышленного профиля, развивать профессиональное образование посредством дистанционных образовательных технологий, и многое другое. Данные рекомендации будут представлены педагогическому сообществу для обсуждения и реализации в практической деятельности.