5 июля исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося дефектолога, сурдопедагога, руководителя нашего института c 1951 по 1968 год, доктора педагогических наук, профессора Алексея Ивановича Дьячкова.

В педагогику и науку уроженец села Крюково Мещовского уезда Калужской губернии Алексей Дьячков пришел в самом начале 20-х годов XX века. С 1921 года Алексей Иванович работает учителем начальной школы, через два года становится заведующим семилеткой, а в 1925 году уже трудится на должности инспектора уездного отдела народного образования.

Именно в это время Дьячков начинает интересоваться проблемами обучения детей с отклонениями в развитии. Понимая, что для работы с ними и организации эффективного процесса их обучения необходимы системные профессиональные знания, Алексей Иванович поступает на дефектологическое отделение II-ого Московского государственного университета, которое заканчивает в 1931 году и становится аспирантом кафедры сурдопедагогики и логопедии под руководством профессора Ф.А. Рау. Основной научный интерес педагога Дьячкова был сосредоточен на проблеме математического развития глухих учащихся. По этой проблематике в 1934 году он защитил диссертацию, став одним из первых дефектологов со степенью кандидата педагогических наук.

Работу над диссертацией Алексей Иванович успешно сочетал с педагогической деятельностью, читая на факультете лекции по сурдопедагогике и методике обучения глухих арифметике. К началу 1941 года он был уже заместителем директора по учебной и научной работе Московского государственного педагогического дефектологического института.

В первые дни Великой Отечественной войны А.И. Дьячков ушел на фронт в рядах народного ополчения. Был тяжело ранен, попал в окружение. Летом 1942 года вернулся в Москву и снова приступил к педагогической работе, став заведующим кафедрой сурдопедагогики, а затем и деканом дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (эту должность он занимал до 1948 года).

В 1947 году Алексей Иванович начинает сотрудничать с Научно-исследовательским институтом дефектологии Академии педагогических наук РСФСР, а четыре года спустя становится его директором и руководит им вплоть до самой смерти. За годы работы Дьячкова институт активно развивается и приобретает статус крупнейшего научного центра, известного во многих странах мира.

Вся научная и педагогическая деятельность А.И. Дьячкова была направлена на изучение методики обучения глухих детей, исследование теории и истории воспитания и обучения глухих, а также изучение дефектологии как науки. Им был написан ряд основополагающих монографий, пособий и учебников по воспитанию и обучению глухих детей («Дидактика школ глухих детей», «Методика преподавания арифметики в школе глухонемых», «Системы обучения глухих детей», «Основы обучения и воспитания аномальных детей», «Хрестоматия по ис­то­рии вос­пи­та­ния и обу­че­ния глу­хо­не­мых де­тей в Рос­сии» и др.).

Награждён медалью К.Д. Ушинского (1960), орденом высшей степени Всемирной федерации глухих (1971).

Умер 24 сентября 1968 года. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы.