Согласно решению ООН с 2008 года 2 апреля во всем мире отмечается днем распространения информации об аутизме с целью обращения внимания общества на проблемы детей и взрослых, страдающих аутизмом, и призыва к созданию условий для повышения уровня их жизни.

Термин «аутизм» был предложен в 1910 году швейцарским психиатром Ойгеном Блейлером, однако упоминания о людях с подобным состоянием встречаются в европейской литературе с XVI века. Аутизм — это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, стереотипные формы поведения. До настоящего времени нет единой концепции относительно причин аутизма. Однако, исследователи сходятся в том, что в его возникновении и развитии ведущую роль играют генетические и биологические факторы.

Распространенность аутизма по данным Всемирной организации здравоохранения оценивается как 0,625% в детской популяции (среднее значение по странам североамериканского и европейского регионов). Это означает, что из каждых ста пятидесяти детей один имеет аутизм. По данным Министерства здравоохранения РФ, на конец 2019 года в нашей стране насчитывалось около 33000 человек с аутистическим расстройством. За последний год государством был осуществлен ряд шагов, направленных на поддержку семей, воспитывающих детей с РАС, а также усовершенствование системы выявления группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития. Ожидается, что в 2020 году Минздрав России одобрит проект клинических рекомендаций по расстройству аутистического спектра, который при поддержке фонда «Выход» разработала Ассоциация психиатров и психологов за научно обоснованную практику.

Сегодня в нашей стране система помощи при аутизме активно формируется средствами образования. Дети с РАС включены в образовательное пространство: в 2016 году вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Активно создаются классы инклюзии, специальные программы для таких детей и подростков, разрабатываются методы коррекционной помощи, адаптируются зарубежные психолого-педагогические подходы. Однако сложность состоит в том, что специальная психолого-педагогическая помощь нужна людям с аутизмом на всем протяжении их детства и взросления. Это и раннее выявление признаков аутизма, и специальная помощь ребенку с аутизмом в дошкольном возрасте, и его подготовка к школе, и специальная психолого-педагогическая поддержка его школьного обучения и, конечно, помощь семье, воспитывающей такого ребенка. Расстройства аутистического спектра, помощь людям с таким расстройством, помощь их семьям – значимая социальная проблема, для решения которой необходимо объединить усилия различных государственных институтов, ведомств, общественных организаций. Однако, решающую роль играет общественное принятие этих особых, сложных в поведении, непохожих на нас людей и социальная поддержка их семей.

В свою очередь Институт коррекционной педагогики РАО также акцентирует внимание на важности проблемы аутизма в нашей стране,  проводит диагностические исследования в данном направлении с последующей разработкой методических рекомендаций для специалистов и родителей, работающих и воспитывающих детей с РАС.