Этот профессиональный праздник специалистов по речевым расстройствам и их коррекции отмечают в Российской Федерации начиная с 2004 года.

Логопедия как отдельная наука сформировалась в 50-е годы XIX века и первоначально изучала проблемы речевой мускулатуры и трудности артикуляции. Постепенно это направление науки наполнялось и педагогическим содержанием. В нашей стране в 1933 году на базе Экспериментального дефектологического института (ныне ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования») появилась специальная Клиника речи, и эту дату иногда называют годом рождения логопедии в России.

Современный логопед обладает навыками психологии, дефектологии, физиологии и языкознания, работает как с детьми, так и со взрослыми.  Он работает над исправлением разнообразных нарушений: недоразвития, дефектов произношения, темпа и тембра речи. Помогая ребёнку преодолеть речевые проблемы, логопед заранее способствует предотвращению развития проблем с правописанием в более старшем возрасте.

Сфера деятельности логопедов также охватывает огромный спектр задач по оказанию помощи людям, страдающим от врождённых физических отклонений речевого аппарата, а также имеющим проблемы с речью и правописанием, вызванными психологическими и физическими травмирующими факторами. Специалисты в этой области корректируют письмо, дыхание и даже глотание, особенно сложное для людей, переживших инсульт.

В Российской Федерации логопедическая помощь и поддержка осуществляется на всех стадиях образовательного процесса и в образовательных организациях любого типа. По данным Министерства просвещения РФ, сегодня в детских садах оказывают помощь более 30 тысяч учителей-логопедов. А в школах России трудится около 14 тысяч таких специалистов, помогаюших более 45 тысячам учеников с нарушениями речи. Увеличилось до 457 единиц и количество центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которые работают в том числе и с детьми с различными речевыми нарушениями.